InsideCulture

Русский театр

Материалы » Русский театр

Страница 1

Русский театр - явление сравнительно новое: официально его существование признано лишь указом Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 г. Его начало следует, однако, отнести к царствованию Алексея Михайловича, а именно к 1672 г. (17 октября), когда Иоганн Готфрид Грегори впервые показал царю и боярам "Комедию об Эсфири" или так называемое "Артаксерксово действо".

Господствующую роль в истории русского театра постоянно играли Императорские театры, в Санкт-Петербурге и в Москве. С упразднением театральной монополии (1882) значение Императорских театров не пало, т. к. обладая обширными средствами и не имея необходимости в материальном успехе, они могут привлечь к себе лучшие артистические силы и лучшие из появляющихся пьес. В настоящее время Императорские театры находятся в ведомстве Министерства двора и подчинены директору Императорских театров, при котором состоят чиновники особых поручений. Инспекторская и хозяйственная часть и всё делопроизводство сосредоточено в санкт-петербургских и московских конторах Императорских театров, которые состоят в заведовании управляющих конторами, непосредственно подчиненных директору театров; на управляющего московской конторой возложено также ближайшее руководство репертуарной частью московских театров, под высшим наблюдением директора. Каждая контора состоит из отделений распорядительного, хозяйственного, счетного и монтировочного. В ведении контор находятся все театральные здания, состоящие в ближайшем заведовании полицеймейстеров театров, а также врачебная часть - штатные врачи при приемных покоях, для приходящих больных, и дежурные врачи (по 4 в каждом театре), и в Петербурге, сверх того, экипажное заведение для развозки воспитанников театрального училища, артистов и монтировочного инвентаря. Во главе каждой труппы стоит главный режиссер, и при нем режиссер с помощниками; число трупп - 7 (в Петербурге - русская драматическая, оперная, балетная и французская драматическая; в Москве - русская драматическая, оперная и балетная). Персонал оркестровых музыкантов находится в ведении заведующих оркестрами (по одному в Петербурге и Москве); заведование собственно артистической частью каждого оркестра поручено капельмейстерам; число оркестров Императорских театров - 5 (3 в Петербурге и 2 в Москве). При оркестровом управлении состоит главная музыкальная библиотека. Императорских театров в Петербурге 3: Мариинский (открытый в 1860 г., вмещает 1625 человек; опера и балет), Александринский (открытый в 1832 г., 1790 человек; русская драма), и Михайловский (открытый в 1833 г., 1151 человек; русская и французская драма); в Москве также 3 - Большой (в настоящем виде открытый в 1856 г., 1740 человек; опера и балет), Малый (принадлежащий казне с 1824 г., 1000 человек; русская драма) и снятый в аренду с конца 1898 г. бывший Шелапутинский театр, получивший название Нового (опера и драма).

Звание артистов Императорских театров имеют: актеры, управляющие труппами, режиссеры, капельмейстеры, балетмейстеры, дирижеры оркестров, танцовщики, музыканты, декораторы, машинисты, инспекторы освещения и их помощники, живописцы, главный костюмер, суфлеры, гардеробмейстеры, фехтмейстеры, театрмейстеры, скульпторы, надзиратель нотной конторы, фигуранты, нотные писцы, певчие и парикмахеры; все эти лица считаются состоящими на государственной службе и разделяются на три разряда, смотря по талантам и занимаемым ими амплуа и должностям. Артисты первого и второго разряда Императорских театров (если они русские подданные), а равно и воспитанники театрального училища, не имеющие по происхождению права на вступление в гражданскую службу, получают, за выслугу при театрах 15 лет, права канцелярских служителей третьего разряда; если они, оставляя театр, в гражданскую службу не определятся, то причисляются к художникам, не имеющим чинов; дети артистов пользуются правами своих отцов. Артисты третьего разряда по окончании службы именуются отставными артистами Императорских театров третьего разряда. Чиновники, желающие поступить в актеры, определяются не иначе как с лишением чинов; по увольнении их вовсе из актерского звания, им возвращаются прежние чины, но без всякого старшинства за службу их актерами (приложение к статье 32 устава о службе по определению от правительства, Свод Законов, том III, издание 1896 г.). В Петербургских труппах в сезоне 1897 - 98 г. состояло: в русской драматической труппе артисток 52, артистов 50; в оперной труппе артисток 21, артистов 27, хористок 59, хористов 67; в балете артисток 136, артистов 81; во французской драме артисток 17 и артистов 21; оркестр оперы и балета состоял из 125 музыкантов, в оркестрах Александринского и Михайловского театров было по 42 музыканта. В Москве: в драматической труппе артисток 66, артистов 50; в опере артисток 23, артистов 26, хористок 60, хористов 57; в балете артисток 128, артистов 84; в оркестре оперы и балета 123 музыканта, в оркестре Малого театра - 33 музыканта.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Федор Рокотов
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий В Месяцеслове ( Месяцеслов, или Адрес-Календарь, — Ежегодник со списками чиновных особ по всем управлениям Российской импер ...

Благовещение
Это было время, когда церковь разработала определенные принципы - или, иначе, иконографические типы - изображения наиболее часто встречающихся сюжетов из Священного писания. И художники того времени - причем все, независимо от степени дар ...

Реалистические тенденции русской культуры
Борьба сентиментализма с классицизмом не исчерпывает всего содержания русской культуры второй половины XVIII в. Наряду с сентиментализмом (а чаще в сочетании с ним) все больше выявляются реалистические тенденции русской культуры, условно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru