Борисо-Глебский монастырь
Недалеко от известных древнерусских городов Ярославля и Ростова Великого несколько столетий существует огромный архитектурный ансамбль - бывший Борисоглебский монастырь (теперь филиал Ростовского архитектурно-художественного музея-заповедника).
Расположенный на обширной возвышенности на берегах реки Устье, в окружении леса, старинный ансамбль дошел до наших дней почти не тронутый временем.
В средние века Борисоглебский монастырь был знаменит. В его стенах бывали Сергий Радонежский и Иван Грозный, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Знаменитый Пересвет, первый начавший Мамаево побоище, был сначала иноком Борисоглебского монастыря на реке Устье.
В течение нескольких веков из маленькой деревянной обители здесь вырос грандиозный каменный ансамбль с многочисленными памятниками архитектуры XVI - XVII веков. Храмы служебные и хозяйственные постройки, мощные боевые стены и башни, то лаконичные и суровые, то насыщенные пышным "узорочьем", издавна восхищали бывавших здесь ценителей древнерусского искусства. Монастырь "представляет собой целый музей древнерусского строительного искусства. В музее этом и теперь, несмотря на сломки и переделки, осталось еще немало такого, что достойно внимания и изучения", писал в прошлом веке известный ростовский краевед А.А. Титов.
Об основании Борисоглебского монастыря известия скупы. "Еже исперва от древних старец слышахом. И мало писания збретох", - с сожалением отметил летописец в XVI веке. Во времена Дмитрия Донского "из области великого Новаграда" пришли и поселились над рекой Устье пустынножители Федор и Павел. Возможно, что новоявленные пустынники бежали сюда от моровой язвы, поразившей в это время новгородскую землю. По историческим свидетельствам, "люди бежали из домов, жили вне города, на поле, даже в лодках . Во время мора многие заключались в монастырях"". Но новгородские монахи искали в ростовской земле не безмолвия и уединения.
В 1363 году по церковным делам и с политическим поручением правительства в Ростов прибыл Сергий Радонежский - известный церковный и политический деятель XIV века, основатель Троице-Сергиевой лавры. Ясно видевший необходимость единения сил для борьбы с иноземным игом, Сергий неоднократно выполнял дипломатические миссии с целью подчинения русских княжеств единому центру - Москве. Чтобы усилить московское влияние, Сергий Радонежский содействовал основанию монастырей-крепостей на севере и востоке страны.
Узнав о его приезде, Федор и Павел направились в Ростов, надеясь получить содействие Сергия и согласие князя на то, "чтобы им в сей пустыне воздвигнути церковь и монастырь строити". Сергий Радонежский поддержал просьбу пустынников и сам выбрал место для строительства монастыря. Ростовский князь Константин Васильевич, зять Ивана Калиты, дал разрешение на основание монастыря.
"И начаша собирати к ним братия и мирская чадь древодели в помощь делу". "Церковь воздвигнув и кельи поставя", срубили деревянную крепость, простоявшую более полутора веков. Со временем превращался монастырек в крупное феодальное хозяйство и мощную военную крепость. Новая крепость не была лишней в системе обороны дальних подступов к Москве. Опытный и дальновидный Сергий заметил все: и слабые укрепления Ростова и дорогу рядом с будущим монастырем, "что проходила из Каргополя, из Бела озера и из иных градов к царствующему граду Москве". Монастырь-крепость защищал северо-восточные пути к столице русского государства. Были под его стенами и отряды татаро-монголов и войска польских интервентов в период Смутного времени.
Рекомендуемые статьи:
Дионисий
Дионисий (около 1440 - после 1503).
Художественные тенденции последней трети 15 - начала 16 вв. к праздничному декоративизму, рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя. Крайне ог ...
Историческая справка
Русское красноречие возникло в XI веке как красноречие торжественное.
Характерными чертами торжественного красноречия являются следующие качества:
• апелляция к единомышленникам (вследствие чего это красноречие носит консолидирующий хар ...
Зимний дворец
Дата создания: 1754 г. - 1762 г.
Автор: Растрелли Ф.-Б.
Местонахождение: Санкт-Петербург
Материал, техника: кирпич, белый камень, штукатурка
Один из наиболее впечатляющих памятников архитектуры русского барокко. Трехэтажное здание р ...