InsideCulture

Как работал художник XVI-XVII веков

Материалы » Как работал художник XVI-XVII веков

Страница 2

Основной принадлежностью всякой мастерской был станок, или, как его называют, мольберт. На нем устанавливали доску в наклонном положении. Кто первый начал использовать мольберт при работе над картиной, неизвестно. Но его изображение появилось еще в средние века. Форма и конструкция мольберта менялись на протяжении нескольких столетий.

Главное в этом важном “орудии производства”— способность прочно и основательно держать картину. Судя по изображениям, средневековый мольберт представлял собой вертикальный щит, неподвижно закрепленный в одном месте. Холст или доска помещались на штыри, которые в зависимости от размеров картины художник мог вставлять в пазы. Подобная конструкция при всей основательности была малоудобна, так как не позволяла передвигать мольберт. Поэтому уже к концу XV — началу XVI век появляются мольберты новой конструкции. Вместо щита начинают употреблять более легкую прямоугольную деревянную раму, опирающуюся на отставную планку. Такой мольберт легко можно было расположить в любой части мастерской. Эта конструкция оказалась гораздо эффективней и настолько отвечала всем требованиям, что до сих пор в мастерских художников можно встретить мольберты подобного типа.

Но поиски новых конструктивных форм не закончились. В XVIII — XIX веках были разработаны различные виды мольбертов — как тяжелых станков, способных выдержать огромные полотна академистов, так и легких переносных треног, удобных для работы на пленэре. В XVI—XVII веках подвижной мольберт с отставной планкой был основным типом. И видоизменения его были связаны не с конструктивными требованиями, а со стилевыми.

Материальному положению художника, пышности обстановки его мастерской соответствовал и мольберт. На произведениях того времени, изображавших живописцев за работой, можно видеть и простые станки, сбитые из грубо обструганных планок, и пышные, украшенные затейливой резьбой и декоративной лепниной. Один из таких мольбертов изображен на картине нидерландского художника М. ван Хеемсксрка “Св. Лукп, пишущий Мадонну”, где завершением станка является вырезанное из дерева изображение головы бородатого мужчины почти в натуральную величину.

Важнейшую роль в работе над картиной играет палитра. Каждый начинающий художник знает, что она служит для расположения и смешения красок во время работы. Поэтому основными качествами, наиболее ценимыми в палитре, считаются ее легкость, вместительность и удобная форма.

Современные палитры выпускают двух видов: чаще прямоугольные по величине этюдника, реже овальные. Подобная форма — результат многовековой эволюции. Использование палитр известно с глубокой древности. Еще мастера Древнего Египта имели дощечки для смешения красок. Видимо, первые палитры с отверстием для пальца появились в раннехристианский период. В средние века они широко использовались художниками, и к интересующему нас периоду уже существовали традиции форм и различные методы их изготовления.

Один из подобных методов обработки палитры, до сих пор не утративший своей актуальности, приведен в трактате Т. де Майерна: “Надо хорошо приготовить палитру, иначе не менее как в течение года она впитывает масло и сушит краски. Намочите ее в крепком растворе клея в большой кастрюле на огне, пока жидкость пропитает дерево, и затем дайте ей высохнуть под тяжелой доской, чтобы она не покоробилась; через восемь дней. после того как на ней немного поработаете, она будет очень хороша”.

Согласно традиции лучшие палитры получались из плотной древесины групп яблони, платана, бука, самшита.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Современный мировой рынок искусств
Начнем с того, что сегодняшний годовой оборот мирового рынка искусств составляет около 380 миллиардов долларов США. В рейтинговом ряду легальных видов бизнеса торговля картинами стоит на третьем месте — после оружия и бриллиантов. А вложе ...

О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове относится к таким памятникам московского каменного зодчества XVI столетия, история которых, несмотря на многолетний интерес ученых, продолжает таить немало загадок и противоречий. На про ...

Портрет конца III–IV века н.э.
Период от смерти Галлиена (268 г. н.э.) до начала правления Диоклетиана (284 г.) часто называют временем иллирийских императоров, так как именно из Иллирии происходили наиболее значительные и более или менее долго сохранившие власть импер ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru