InsideCulture

Как работал художник XVI-XVII веков

Материалы » Как работал художник XVI-XVII веков

Страница 3

Для миниатюрной и акварельной живописи предназначались особые палитры. Они были совсем маленькие (не более 10х15 см) и изготовлялись из ело новой кости для зажиточных мастеров, для художников победнее — из более дешевых материалов: матового стекла, фаянса.

На протяжении веков форма палитры многократно изменялась, однако эти изменения подчинены определенным закономерностям. Для более раннего времени (XVI век) характерны палитры прямоугольных форм. Интересно отметить, что палитры нидерландских маньеристов, сохраняя прямоугольные очертания, более вычурны: часто у них срезаны углы и отверстия для руки прорезаны в специально обособленной части. XVII век — время торжества барокко в Северной Европе и время широкого распространения овальной палитры. В отличие от современных овальных палитр их форма отличалась более сложной конфигурацией.

Старые мастера учили, что чистота цвета на картине в значительной степени зависит от чистоты палитры и кистей. Поэтому от учителя к ученику передавалось множество способов очищения палитры. Точно так же традиционным и специфическим для мастера был порядок расположения красок.

Готовя палитру к работе, большинство современных художников выкладывает на нее весь имеющийся у них арсенал красок, располагая их по часовой стрелке, подобно цветам спектра солнечного света. Художник XVI—XVII веков подходил к работе иначе. Создание произведений в то время имело установленное количество последовательных этапов, каждый из которых требовал строго определенных красок. Поэтому, судя по изображениям, художник одновременно работал тремя-пятью красками, необходимыми для данного этапа живописи. Большое количество красок стали употреблять уже в XVIII—XIX веках. И в это время появились разнообразные варианты их расположения на палитре.

Особое внимание художники уделяли и уделяют кистям. Современные кисти двух типов: жесткие щетинные — для масляной живописи, и мягкие колонковые и беличьи — для темперной и акварельной. Живописцы XVI—XVII веков имели кисти, отличавшиеся не только размерами, но и разнообразием форм, а также качеством ворса.

Так, Т. де Майерн рекомендует для подмалевка использовать короткие и толстые щетинные кисти, а для подмалевка мелких вещей иметь удлиненные и крепкие “рыбьи кисти” (из ворса выдры). Арменини советует подмалевок картины выполнять тонкими щетинными кистями, а заканчивать живопись колонковыми.

Толщина и длина волоса зависели от назначения кисти. Предполагают существование кистей не только круглой и плоской формы, распространенных в настоящее время. Судя по определенным живописным приемам, в работах того времени использовали кисти, имеющие форму лестницы и зубцов, а наиболее удобными для лессировок и ретуши считались кисти с длинным ворсом, связанные метелкой.

Большинство кистей в те времена изготовлялись художниками самостоятельно, поэтому во многих трактатах мы находим рекомендации по их производству. Ченнино Ченнини подробно рассказывает об изготовлении двух видов кистей — более мягких из волоса белки и щетинных. Художники Северной Европы, кроме того, пользовались кистями из волоса выдры, барсука, соболя и козы.

Так же как и палитру, кисти необходимо было содержать в идеальной чистоте, при этом многие руководства не рекомендовали мыть их в терпентине (скипидаре), чтобы предотвратить ломкость волоса. Для этой цели использовали мыло и масло.

Немаловажную роль среди инструментов художника играл шпатель, или мастихин. Он предназначался для работы с красками при перенесении их на холст, дерево или в формы, где их хранили. Кроме того, шпатель употребляли при грунтовке. По форме шпатели напоминали ножи и изготовлялись из различных материалов: металла, дерева, кости. В то время художники хорошо знали, что железо в соприкосновении с отдельными красками вызывает реакцию окисления, поэтому для работы с ними предпочитали деревянные и костяные шпатели.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Николаевский классицизм и новейшие течения
Первые годы нового царствования не вносят почти никаких перемен в классический архитектурный стиль предшествующей эпохи, и по-прежнему воздвигаются здания, которые должны быть отнесены к классицизму Александровскому. Поворот начинается с ...

О риторике
Чистый ум зрит вещи в их истинности, искусное слово доносит до других это видение, а чуткий слух приемлет его. Лишенный же всего этого порицает сказавшего. Слово - главный инструмент мысли - опосредует все общественные связи и отношения ...

Отсутствие приемлемого публичного лица
Если в силу пиара какая-то часть общества еще верит, и верят, прежде всего, сами заказчики, которым просто не остается ничего другого, то в его честность и респектабельность не верит никто. С общественно-нравственной точки зрения пиар, бе ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru