InsideCulture

Переменчивая Фортуна венецианского Амфиона

Материалы » Переменчивая Фортуна венецианского Амфиона

Страница 4

Кавалли покинул Францию, расстроенный профессиональной неудачей, но (хвала предприимчивым венецианцам - они всегда добьются своего!) получивший солидное вознаграждение от короля. Однако со сценой он решил расстаться. В Венеции его ждал дом на Большом Канале, работа в Сан Марко, где Кавалли, наконец, добился поста maestro di capella (1668), положение признанного «классика». Он сосредотачивает свое внимание на церковной музыке. Только его старому другу по первым оперным декадам, импресарио Марко Фаустини, удается уговорить перешедшего свой 60-летний рубеж композитора вновь обратиться к опере.

Однако ситуация в оперном театре к тому времени изменилась. Как когда-то молодой и открытый для нового Кавалли вытеснил Монтеверди со сцены, так теперь нового «классика» отодвигало молодое поколение композиторов. Две последние оперы Кавалли так и не были поставлены (хотя репетиции уже шли) из-за того, что арий, столь любимых публикой, в них было недостаточно, да и музыкальный стиль их уже устарел. Изменчивая публика забыла все, что происходило вчера, для нее существовало только сегодня. И этим сегодня для венецианцев стали композиторы А. Сарторио, Дж. Легренци, К. Палавиччино. Только после смерти Кавалли, в 1681 году, переменчивая фортуна «венецианского Амфиона» снова обернулась к нему лицом. В своих знаменитых «Театральных мемуарах» либреттист, импресарио, историк Кристофоро Иванович оценил Кавалли как центральную фигуру венецианского театра. В восторженном порыве он даже приписал перу Кавалли значительно большее число опер, чем тот создал на самом деле. Правда, это была последняя дань прошлой славе композтора. После этого имя Кавалли на долгое время было практически забыто.

Только ХХ век, открывший для себя оперу барокко, извлек оперы Кавалли из забвения. На рубеже 1960-1970-х годов Раймонд Леппард поставил «Эгиста», «Орминдо» (1644), «Калисто» (1654) и опубликовал их клавиры. За этим последовало возобновление на сцене еще нескольких опер, в том числе столь популярного в свое время «Ясона» (дирижер Рене Якобс). Однако постановщики и издатели ХХ века, несмотря на весь пиетет перед аутентичным прочтением старинной музыки, обошлись с оригиналами весьма свободно. В издании «Орминдо», например, в результате сокращений, предпринятых Леппардом, исчез целый акт! Конечно, многочасовый спектакль, который в XVII в. длился вместе с интермедиями около 5-7 часов, сложно представить в сегодняшней театральной программе. К тому же такого рода изменения и переделки не противоречили принятой в то время практике, когда партитура могла радикально перерабатываться для новой постановки. Да и сам Кавалли неоднократно поступал именно так. Но путь к возрождению настоящего интереса к музыке этого мастера, к пониманию его истинной роли в истории оперы еще впереди.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекомендуемые статьи:

Черты индоевропейской мифологии
Приручив лошадь в степях Поволжья, индоевропейцы переселились в Европу. Это были не оседлые земледельцы, а кочевые животноводы. Индоевропейцы принесли продолжающийся до сих пор и распространенный по всей Европе патриархат. Их бог (Зевс ил ...

Томас Августин Арн
Его имя – Томас Августин Арн ( Arne ) . В Великобритании его почитают как выдающегося деятеля музыкальной культуры XVIII столетия. В странах же континентальной Европы (и Россия здесь исключением не является) об Арне почти ничего не извест ...

Осип Иванович Бове и его школа
От пожара двенадцатого года уцелело в Москве лишь небольшое число зданий, совершенно от него не пострадавших. Каменные строения стояли большею частью без крыш, черные от копоти и близкие к разрушению, деревянные же, за немногими исключени ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru