InsideCulture

Переменчивая Фортуна венецианского Амфиона

Материалы » Переменчивая Фортуна венецианского Амфиона

Страница 3

Как бы «Кучер» ни критиковал Кавалли-импресарио, Кавалли-композитор раз от раза добивался успеха. Появляются его первые шедевры - «Эгист» (1643), «Ясон» (1649), которые приобрели немалую популярность, вошли в репертуар передвижных оперных трупп, вследствие чего распространились по всей Италии. Импресарио других театров стремятся «переманить» к себе модного композитора, оперы Кавалли ставятся в трех из четырех существовавших в 1640-е годы театрах, в том числе, в самом роскошном театре Новиссимо («Деидамия», 1644), специально построенном для оперных представлений знаменитым архитектором и сценографом Джакомо Торелли.

В сознании венецианцев Кавалли быстро вытеснил образ своего учителя Монтеверди. Объяснить такой поворот только неблагодарностью публики, быстро забывающей своих кумиров, было бы неверным. К тому же сам Кавалли немало сделал для того, чтобы имя его великого предшественника помнили. После смерти Монтеверди он опубликовал его церковные сочинения, поставил в 1646 (?) году «Коронацию Поппеи» в театре Санти Джованни э Паоло. Но вкусы венецианских театралов - не без влияния музыки самого Кавалли - быстро менялись. Поэтому даже в опере Монтеверди пришлось многое менять и дописывать. В полемике «старой» утонченной dramma per musica Монтеверди и «новой» ее разновидности, в которой на первый план вышли напевные арии и роскошное сценическое убранство, победила последняя. Именно поэтому композиторская карьера Кавалли была столь удачна.

К 1650-м годам Кавалли стал оперной знаменитостью. «В Италии ему нет равных как певцу, органисту и композитору» - это замечание одно из многих подобных. Кавалли был самым высокооплачиваемым оперным композитором Венеции. В 1658 и 1659 годах он получал за оперу 400 дукатов, что в два раза превышало его жалованье в Сан Марко, к тому же его конкурентам платили значительно меньше. Кавалли пишет все новые и новые опусы - только за девять сезонов 1650-х годов было поставлено 16 его опер. Всего же им написано более 40 опер, из которых до нас дошли 28 - это необыкновенно большая коллекция для практики середины XVII столетия. Ведь только очень популярные оперы сохранялись в «архивах» импресарио, так как повторение спектакля в другом сезоне - в то время было крайне редким явлением. Тем большее значение имеет тот факт, что оперы Кавалли, в частности, «Ясон», «Ксеркс» (1654) довольно часто повторялись (причем как в Венеции, так и за ее пределами).

Двадцатилетняя профессиональная деятельность Кавалли венчается в 1660 году приглашением участвовать в придворных спектаклях в Париже. Кардинал Мазарини готовил для свадьбы Людовика XIV и Марии Терезы грандиозное «шоу», для которого знаменитый итальянский архитектор Гаспаро Вигарани должен был построить театр в Тюильри, а знаменитый итальянский композитор - написать оперу. Выбор пал на Кавалли. Работа для богатейшего королевского двора Европы, несомненно, была одной из самых почетных и высокооплачиваемых. Ни один театр Италии такие условия предложить бы не смог.

Если смотреть на творческий путь Кавалли с этой карьерной вершины, то он кажется планомерным и постепенным восхождением. Вместе с тем и его не миновали провалы, и ему довелось испытать обиды и разочарования. Неоднократно его обходили более удачливые, хотя и менее талантливые конкуренты. Даже карьера в Сан Марко, где Кавалли знали с детства, была омрачена несколькими неудачами. В Париже судьба тоже устраивает композитору одно испытание за другим. Обещанный театр в Тюильри не построен - приходится использовать временную сцену в Лувре. Кроме того, уже написанные оперы (в частности, «Ксеркс», поставленный в Париже в 1660 году) нужно приспосабливать под странный для итальянца парижский вкус: пять актов вместо трех, обязательное наличие балетов, написанных восходящей звездой парижского музыкального мира - Люлли, огромное количество хоров, в которых Кавалли был не силен (в Венеции этот вид пения в опере практически не использовался). К тому же смерть Мазарини в 1661 году в корне изменила политическую обстановку в Париже. Итальянцы, против которых выступают «местные» композиторы, больше не нужны. Начинаются придворные интриги, в центре которых - удачливый Люлли. Все сходится в одной точке, и в результате новая опера Кавалли «Влюбленный Геркулес» (1662) принята весьма прохладно.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Частушка в наши дни
В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки. Раньше было: "Без лучины, без огня ...

Италия в России Петровского времени
Во второй половине 90-х годов 20 века в Европе прошли две масштабные выставки, посвященные феномену «палладианства» в архитектуре Северной Европы 17 - 18 вв.(1) На них был представлен чрезвычайно репрезентативный материал, охватывавший пр ...

Кодификация воспитательной традиции знати
По форме книга Феогнида относится к тому же жанру, что и крестьянская мудрость гесиодовских "Трудов и дней" и сентенции Фокилида. Это "наставления" [16]. Слово встречается в конце вступления, непосредственно перед нача ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru