Зрелища, концерты и «вокзалы» в общественных садах Петербурга первой трети XIX века
«1. г-н Даллокка обязуется играть во всех российских операх, кои даны будут на петербургском театре, равномерно, как и при Императорском Дворе;
2. находиться ему во всех репетициях российских опер, когда ему приказано будет;
3. в случае надобности занимать ему должность первого контрабасиста, играть ему на своем инструменте соло, как при Дворе, так и в тех случаях, как скоро приказано ему сие будет;
4. играть на своем инструменте у столовой музыки, когда случается надобность при Императорском Дворе, также играть на балу и во всех концертах, кои даны будут на театрах».
Кроме того, сохранились некоторые документы, в частности, «объяснения» в контору театральной Дирекции, свидетельствующие об организации Даль’Оккой вышеупомянутых праздников, «вокзалов» и концертов.
Так, например, 12 августа 1822 года в саду 2-го соединенного Мещанского общества (у Синего моста, в доме графа Чернышова) Даль’Окка организовал праздник с «музыкальной вечеринкой» совместно с испанским физиком и воздухоплавателем господином Желли-Латуром. На вечере был предусмотрен следующий ход событий: в 3 часа под звуки «янычарской музыки» сад открывался для публики, в 6 часов спускались два воздушных шара, после чего начинался концерт с участием российских придворных музыкантов, в частности, певца Ефремова, имя которого в 1820-е годы постоянно встречается в театральных афишах, а также итальянского виртуоза, гитариста Зани Ферранти. Праздник завершался балом и иллюминацией в саду. Здесь можно было пообедать, поужинать, приобрести напитки и десерт по сходной цене. Билеты раздавались швейцаром общества.
Музыка в такой форме садовых увеселений выполняла уже функции, которые соответствовали каждому из трех основных разделов праздника – открытию сада и гулянью в нем, концерту и балу. В уведомлении указывалось, что в саду «будет играть во весь день» упомянутая уже янычарская музыка, «и в одно же время другая – духовая музыка – будет играть в зале».
Концерты, проводившиеся в рамках «садовых увеселений», обычно включали в себя оперные увертюры (часто в переложении для духового состава), арии В.А. Моцарта, Дж. Россини, Л. Керубини и других знаменитых западноевропейских композиторов, а также различные сольные произведения, написанные музыкантами-инструменталистами.
Концертная программа «музыкальной вечеринки», состоявшейся 12 августа 1822 года, включала в себя восемь номеров:
«1. Увертюра Россини, игранная духовою музыкою;
2. г. Зани Ферранти будет играть на гитаре фантазию с вариациями на известный марш в честь графа Витгенштейна;
3. г. Ефремов будет петь арию соч. Россини;
4. г. Скибинский будет играть на валторне Адажио и Польской;
5. Симфония Ромберга, игранная духовою музыкою;
6. г. Тушинский будет играть на кларнете вариации своего сочинения;
7. г. Ефремов будет петь арию соч. Моцарта;
8. г. Далл’Окка будет играть на контрабасе вариации на русскую песню».
Как видим, в программе концерта указаны три известных композиторских имени: В.А. Моцарт, Дж. Россини, Б. Ромберг. Упомянут также М. Тушинский, исполнявший вариации для кларнета собственного сочинения. Кстати, сохранилось дело «О службе состоявшего при петербургских театрах и уволенного от оных с пансионом, музыканта кларнетиста Михаила Тушинского» (1817–1852). Согласно контракту, он работал на нижеследующих условиях:
«1. играть мне на кларнете примо с оркестром, впредь, где от Дирекции назначено будет, также в концертах и столовой музыке в городе и загородом, и в балах при Высочайшем Дворе, кроме публичных балов и маскарадов, в городе даваемых;
2. находиться мне на всех пробах и репетициях в назначенные от Дирекции часы;
3. употреблять все свои дарования на благо и пользу Дирекции…»
Известно, что виртуозные инструменталисты зачастую обладали дарованиями композиторов, что, несомненно, могло проявляться в такой популярной в начале XIX века музыкальной форме, как вариационная. Отметим, что три из восьми номеров рассматриваемого нами концерта представляли собой сольные инструментальные пьесы в форме вариаций – для гитары, кларнета и контрабаса. Остальной репертуар составляли: увертюра и арии из опер, небольшая симфония и две инструментальные пьесы для валторны. Безусловно, такой концерт становился эмоциональной кульминацией всего праздника. Музыка играла здесь первостепенную роль и исполнялась на высоком профессиональном уровне.
Рекомендуемые статьи:
Критское и микенское строительное искусство
Крит был богатой морской державой, на территории которой строились трехэтажные жилые дома и дворцы (как, например, дворец царя Миноса в Кноссе, рис. 1), но отсутствовали (в силу могущества) оборонительные сооружения в городах.
Новый расц ...
Материалы и инструменты
Бисер, используемый для работы, может иметь различную форму, цвет, прозрачность и материал, из которого он изготовлен. Наиболее распространен круглый бисер. Рубленый бисер, для краткости его называют рубка, собой короткие трубочки. Рубка ...
Интонация как эффективная единица коммуникативистики
Фонетическая стилистика - фоника (от греч. рhone - звук, голос) рассматривает изучаемый нами предмет, опираясь на исследования классической лингвистики. Так, классическая лингвистика выделяет две основные интонационные функции: грамматиче ...