InsideCulture

Зрелища, концерты и «вокзалы» в общественных садах Петербурга первой трети XIX века

Материалы » Зрелища, концерты и «вокзалы» в общественных садах Петербурга первой трети XIX века

Страница 2

Такие «садовые» зрелища с запуском воздушных шаров, как правило, сопровождались инструментальной музыкой, привлекавшей горожан к месту действия и поддерживавшей праздничную атмосферу в течение всего вечера.

Одним из любимейших мест для прогулок в Петербурге как летом, так и зимой был Летний сад, где «c дозволения правительства» проводились публичные увеселения для разных сословий. Так, «зимой по главным аллеям прокладывались мостки, и в эту пору, между двумя и четырьмя часами, совершали здесь прогулку преимущественно лица высшего света. В течение лета разными благотворительными обществами в Летнем саду устраивались «народные» гулянья, с лотереями-аллегри, привлекавшие огромные массы разнообразной публики». В летнее время содержатель кофейного дома «нанимал музыку по воскресеньям, когда бывало тут гулянье для средней публики, не имеющей средств отправиться за город на дачи». Наконец, по традиции в Духов день в Летнем саду ежегодно проводилось многолюдное и нарядное гулянье – день смотрин женихов и невест в торговом классе. В это время сюда собирался почти весь город – особенно купечество: «Купцы с женами и дочерями окаймляют аллеи, а молодые купчики, в пуховых шляпах и в щегольских сибирках, расхаживают мимо, стараясь обратить на себя внимание». Не удивительно, что вскоре после этого дня часто праздновались купеческие свадьбы.

Среди прочих увеселений в 20-е годы XIX века в Летнем саду устраивались состязания в беге. Сохранились афишки, в которых извещалось, что некое лицо желает продемонстрировать свое искусство в быстрейшем беге или соревноваться с кем-либо в этом умении. Такова, к примеру, афиша «господина Гиеронимуса Павловского из Варшавы», который уведомлял «почтеннейшую публику сей столицы», что 8 сентября 1827 года желает показать свое искусство в быстрейшем беге: «в больших двух аллеях пробежит он 11 верст в три четверти часа, а в каждой аллее сделает он по 10 концов и надеется в полной мере удовлетворить почтеннейшую публику, дабы заслужить благосклонное внимание».

Обратим внимание, что и в этой, и в предыдущей форме «садовых увеселений» музыка (как правило, духовая) сопровождала зрелище, выполняя «фоновую» функцию. При этом в афишах обычно не упоминались конкретные сочинения, указывался лишь исполнительский состав. Типичны были следующие фразы: «представление будет сопровождаться инструментальною музыкою» или «в оном саду будет играть оркестр военной музыки».

Репертуар и состав военного оркестра во многом зависел от капельмейстера, который, как указано в весьма любопытной работе ротмистра Г.Н. Зубова «О положении военной музыки в России», «…заводил у себя только те инструменты, какие ему больше нравились, или которые, по его мнению, оказывались более подходящими». В той же работе, анализируя деятельность капельмейстеров, подготовку музыкантов, состояние инструментов, автор оценивает музыкальную часть в целом неудовлетворительно и призывает уделять большее внимание постановке военно-музыкального дела, мотивируя свою мысль следующими рассуждениями: «Военные оркестры являются у нас, в смысле влияния на развитие музыкального слуха, едва ли не самым близким нашему народу музыкальным учреждением. Миллионы нашего народа, посещающего общедоступные гулянья, где хоры военной музыки составляют обычную и любимую принадлежность, по большей части, никогда в жизни не слышат иной, лучшей музыки. Понятно поэтому, что забота о научной музыкальной постановке военных оркестров нераздельно связана с заботой о правильном развитии музыкального слуха в нашем народе». Действительно, можно сказать, что музыка, сопровождавшая зрелища или гулянья, являлась важнейшим элементом «садово-паркового» типа городской развлекательной культуры. Она служила своеобразным звуковым оформлением сада, без которого любой праздник был бы неполноценным.

Однако в Петербурге начала XIX века существовали и другие «садовые» праздники, включавшие большие концертные программы, участниками которых становились профессиональные музыканты. Такие общественные увеселения с «музыкальными вечеринками» обычно организовывались каким-либо известным музыкантом. Так, работавший в России контрабасист Доменико Даль’Окка неоднократно устраивал подобные праздники и концерты в садах, где в один и тот же вечер могли сочетаться самые разные «увеселения».

В деле «О службе музыканта контрабасиста Даллокка» (за 1803–1843 годы) находим контракт, согласно которому он был обязан служить при императорском дворе в должности и в звании первого контрабасиста на следующих условиях:

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемые статьи:

Архитектура Казахстана
Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания. Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары ("жил ...

Организация работы первого русского музея
Кунсткамера, - первый государственный русский музей, - был создан "для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук". Современники писали, что по богатству коллекции Кунсткамеры "едва ли не ост ...

Анализ современной ситуации
Современная политическая речь имеет три бросающихся в глаза недостатка. Это, во-первых, вялость, невыразительность, некрасивость, вследствие чего речь либо не запоминается вообще, либо запоминается своими языковыми неловкостями. Во-втор ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru