InsideCulture

Собор Архангела Михаила

Материалы » Собор Архангела Михаила

Страница 1

Алевиз Новый. Собор Архангела Михаила в Московском Кремле

Собор Архангела Михаила в Московском Кремле

Дата создания: 1505 г. - 1508 г.

Автор: Алевиз Новый

Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Материал, техника: кирпич, белый камень

Построен на месте древней белокаменной Архангельской церкви 1333 г., служившей усыпальницей московских великих и удельных князей (придел Иоанна Предтечи у южной апсиды и придел Уара у северной пристроены в середине XVI в.). Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиораванти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением в основном полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма, что вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшие древнерусские храмовые постройки, и лишало его той высоты, светлости и пространства, которые так поразили современников в памятнике, возведенном на четверть столетия раньше.

Сложенные из кирпича широкие столпы водружены на высокие массивные постаменты, увеличивающие их сечение, и поставлены довольно близко друг от друга в рядах, разделяющих продольные нефы, благодаря чему возрастает изолированность нефов и впечатление их протяженности в направлении от главного входа к апсидам. При пониженных сводах боковых нефов это делает здание более похожим на базилику, чем на крестово-купольное сооружение. Некоторые исследователи связывают особенности Архангельского собора не столько с шестистолпными, крестово-купольными храмами домонгольской Руси, сколько с памятниками Венеции конца XV в., откуда был родом зодчий, продолжающими традиции византийской архитектуры.

В соответствии с планом фасады членятся по вертикали на неравные части, а пятиглавие, в котором барабаны восточных глав по своему диаметру уже западных, оказывается сильно смещенным к востоку, тем более что в западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы, отделенная стеной от внутреннего помещения собора, в которой на хорах было сделано окно, чтобы княгиня могла присутствовать при богослужении. (Изначально в глухой теперь стене имелся дверной проем в северо-западном углу интерьера и, следовательно, существовал переход из храма на хоры, куда поднимались по винтовой лестнице.) Во всем этом уже не было той гармонической целостности, которая была достигнута Фиораванти.

Но при традиционности конструктивно-планировочного решения Алевиз пошел значительно дальше своего соотечественника в насыщении здания собора элементами светской ренессансной архитектуры. То, что едва наметилось в Успенском соборе (выделение цокольного этажа, завершение пилонов антаблементом), превратилось здесь в принцип декорации фасадов. Классический пилястровый ордер четко членит фасады по горизонтали на два этажа, не только по-разному обработанные (нижний с помощью ложной аркады, верхний широких филенок), но и разделенные карнизом и имеющие свой ряд оконных проемов. Стена утрачивает былую монолитность. Завершающий здание антаблемент отрезает закомары от основного кубического объема и превращает их в декоративные кокошники, украшенные великолепными раковинами. Ордерная декорация введена и внутри здания: приставленные к поднятым на импосты столпам пилястры, как и обходящий рукава креста карниз, подчеркивают конструкцию и пространственные членения интерьера.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Историческая справка
Русское красноречие возникло в XI веке как красноречие торжественное. Характерными чертами торжественного красноречия являются следующие качества: • апелляция к единомышленникам (вследствие чего это красноречие носит консолидирующий хар ...

Софисты как явление истории образования
На времена Софокла приходится первый всплеск того неоценимого по своим последствиям для позднейших эпох духовного процесса, которого мы уже должны были коснуться ранее, — возникновение так называемого "образования" в узком смысл ...

Технология изготовления
Итак, расскажем о технологии изготовления витражной работы в технике Тиффани. Самое первое, с чего нужно начинать - это нарисовать на картоне или плотном листе бумаги эскиз вашей будущей работы в натуральную величину. Необходимо грамотно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru