InsideCulture

Собор Архангела Михаила

Материалы » Собор Архангела Михаила

Страница 2

Увлечение пышным убранством сказалось в обработке порталов резным растительным орнаментом. Портал главного, западного фасада, расположенный в глубине лоджии, выделен особенно обильной и сочной резьбой (фреска на стене лоджии, посвященная деяниям князя Владимира Святославича и крещению Руси, была написана в XVI в., затем неоднократно поновлялась). Заслуживает внимания "горнее место" в алтаре, исполненное в стиле всей архитектуры собора и напоминающее ренессансные ниши-табернакли в итальянских церквах, служащие для помещения в них статуй святых. В создании этого "горнего места", отличающегося гармонией пропорций и благородной простотой декора, Алевиз проявил себя таким же увлеченным сторонником ренессансных форм, каким он показал себя во всех деталях отделки Архангельского собора.

Многие формы декорации собора получили широкое распространение в русском зодчестве, и прежде всего карниз, филенки, раковины, круглые окна закомар, резные порталы. Архангельский собор в основном сохранил свой первоначальный облик. Сильнее всего пострадал от позднейших переделок южный фасад, почти полностью закрытый галереей, выложенными в 1773 г. в связи с появлением трещин контрфорсами и сооруженной в 1826г. пристройкой служебного характера. Завершение собора также подверглось некоторой перестройке: первоначально покрытие было позакомарным, с черепичной кровлей (время замены черепицы железом неизвестно), и над закомарами возвышались фиалы; во второй половине XVIII в. закомары были напложены, и цоколи барабанов глав оказались скрытыми кровлей; центральная глава приобрела луковичную форму вместо прежней шлемовидной. Как теперь установлено, собор в своем первоначальном виде был окрашен в два цвета: побелкой были выделены цоколи, пилястры, капители, раковины, архитравы, карнизы, откосы окон; стены были окрашены под кирпич, как и фризы антаблементов.

В XVI в. собор был расписан (предположительно эта роспись датируется 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о Богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям, поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым.

Наиболее примечательной частью стенописи является "портретная" галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти "портретов" великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других. Портреты погребенных в соборе в конце XVI - XVII вв. царей были написаны уже на досках яичной темперой (парсуны: Федора Ивановича; Федора Алексеевича Романова, 1686 г., работы И. Безмина, Е. Елина и Л. Смольянинова; парный портрет Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, 1677 г. работы Ф. Зубова все в Историческом музее; князя М. В. СкопинаШуйского, ок. 1630 г. в Третьяковской галерее) или на холстах.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Античный символизм. Концепция античности
Основой античной культуры для нашего восприятия является символ, при помощи которого мы стараемся постичь всю глубину и многозначность образов, складывающихся в символ. В символических изображениях богов и героев, архитектуре, скульптуре, ...

Большой Кремлевский дворец
Дата создания: 1839 г. - 1849 г. Автор: Тон К.А. Материал, техника: кирпич, белый камень, штукатурка Построен при Николае I в русском "стиле" (в проектировании интерьеров и внутреннего убранства принимали участие Ф.Ф. Рихт ...

Русский символизм и современный модернизм
В книге «Современные проблемы реализма и модернизм» И. И. Анисимов отмечает, что столкновение реализма с различными модернистскими течениями достигло сейчас «крайнего напряжения» и «находится в центре внимания творческой интеллигенции все ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru