Вожди
"Это было в одном маленьком городке.
На самом краю города стояла школа — новый дом с колоннами. А перед школой, на высоком пригорке, — памятник Ленину.
Памятник был отлит из гладкого черного чугуна и поставлен на большой камень — гранит, так что каждый, кто приезжал в городок, прежде всего видел Ленина" (89). Началась Великая Отечественная война. "Немцы вошли в город и увидели, что школа и лучшие дома от их бомб и снарядов сгорели, памятник Ленину разрушен и все улицы городка в развалинах" (90). Разрушению памятника Ленину придается символическое значение не только советскими людьми, но и фашистами, возможно, именно разрушение памятника позволило фашистам занять город. Ночью последние жители, уходя в лес, к партизанам, поставили памятник на прежнее место. Наутро немецкий офицер пошел осматривать город "и вдруг остановился, будто его ударили: на пригорке, невредимый, стоял Ленин. Фашист от злости весь налился кровью, зачем-то выхватил револьвер и побежал к памятнику ( .) раздался далекий выстрел, и рука у офицера повисла, перебитая пулей ( .) в это время в город с другого конца ворвался конный отряд партизан.
И немцев стали бить с двух сторон. Били до тех пор, пока всех не уничтожили. Через день подошли к городу советские танки.
И первое, что увидели наши танкисты, — это памятник Ленину. У памятника на часах стоял старик-партизан, в руках у него было охотничье ружье" (91).
Это рассказ А. Кононова "Памятник", включаемый в состав "Родной речи" на протяжении многих лет. Чугунный Ленин, защищающий советских людей, дающий им силы сражаться и карающий врагов, некий бог-покровитель, черный и гладкий, как Венера Илльская, исчез со страниц книги для чтения только в конце пятидесятых годов.
Портрет Сталина (92) расположен над заголовком текста "Встреча со Сталиным". На соседней странице слева — оборотная сторона цветной вкладки, фактически — чистый лист. Поэтому черно-белый портрет Иосифа Виссарионовича с погонами генералиссимуса и Звездой Героя Советского Союза на груди выглядит очень эффектно. Автор портрета не указан, а автор текста — летчик В. Чкалов. Он встречался со Сталиным 2 мая 1935 года (дата точная). Чкалова поразило большое знание авиации, показанное Сталиным. "Ваша жизнь — сказал товарищ Сталин, — дороже нам любой машины. Надо обязательно пользоваться парашютом, если в этом есть нужда" (93). В следующем тексте под названием "О великом и простом человеке" (автор А. Яковлев) Сталин тоже задает вопросы, и объясняет, как он хотел бы, чтобы ему отвечали. "Сталин любил, чтобы на его вопросы давали короткий, прямой и четкий ответ. Обычно тот, кто в первый раз бывал у него, долго не решался ответить на заданный вопрос, старался хорошенько обдумать ответ, чтобы не попасть впросак. Так и я в первое время, прежде чем ответить товарищу Сталину на какой-нибудь вопрос, мялся, смотрел в окно, на потолок.
А Сталин, смеясь, говорит:
Вы на потолок не смотрите, там ничего не написано. Вы лучше прямо смотрите и говорите, что думаете. Это единственное, что от вас требуется" (94). Такой тон должен быть безошибочно узнан школьником. Так учитель разговаривает с учеником, стоящим у доски. "Если вы твердо убеждены, что правы, и сумеете доказать свою правоту, никогда не считайтесь с чьими-то мнениями, а действуйте так, как вам подсказывает разум и ваша совесть ( .) Если человек не может грамотно, правильно изложить свои мысли, — значит он и мыслит так же бессистемно, хаотично. Как же в порученном деле он наведет порядок?
.Замечательную школу прошел каждый, кто встречался с товарищем Сталиным" (95).
Сталин – учитель в данном случае не метафора, "Родная речь" не просто показывает, как Сталин учит взрослых людей, которые рядом с ним — дети. Его слова на самом деле обращены к каждому. И если из рассказа о Ленине-гимназисте советский школьник узнает, каким тот был учеником и может брать с него пример, то в данном случае, пример можно брать с тех, чьим учителем был Сталин. Хотя они — неважный пример, мнутся, смотрят в потолок в поисках ответа, получают замечания. Сам же Сталин — недосягаем. Как на картине художника Ф. Шурпина "Утро нашей Родины", репродукция с которой помещена на последней в книге для чтения цветной вкладке (96). Сталин стоит один между небом и землей, перекинув шинель через руку. Взгляд его устремлен мимо зрителя. Вдалеке, практически на линии горизонта, из заводских труб поднимаются дымы, на распаханном поле трудно различимая сельхозтехника, мачты ЛЭП теряются в рассветном мареве. Первые лучи солнца касаются только белого френча и спокойного чела. За спиной Сталина еле виднеются черные столбики. Возможно, это люди.
Рекомендуемые статьи:
Саврасов А.К.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
Русский живописец, передвижник. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов.
А.К. Саврасов род ...
Римский портрет II века н.э. Портрет времени Адриана
Время правления императора Траяна было периодом последних блестящих завоеваний Римской империи. Огромные покоренные Римом, но не усмиренные территории было трудно держать в повиновении. Необходимость упорядочить управление обширными прови ...
Церковь Воскресения "в Кадашах"
Дата создания: 1687 г.
Материал, техника: кирпич, белый камень
Сооружена в 1687 г. на месте церкви Воскресения Христова "на Грязи", которая в 1657 г. была уже каменной (остатки этого здания были включены в новую постройку), ...