InsideCulture

Создание национальной аукционной системы — одна из важнейших национально-государственных задач России области культуры

Реальности реализма » Создание национальной аукционной системы — одна из важнейших национально-государственных задач России области культуры

Страница 1

Но почему, собственно, “государственных”? — может спросить, пожалуй, иной читатель. Те, у кого есть деньги и кто готов их вкладывать в такие “ценные бумаги”, как произведения искусства, действительно могут и даже, наверное, должны быть заинтересованы в создании артрынка и национальной аукционной системы. Заинтересованы в этом, естественно, и художники, которые могут рассчитывать на кардинальное изменение ситуации с оплатой их труда. Вот пусть они и заботятся о создании артрынка и аукционной системы, а нам-то всем — и обществу, и государству — какая от всего этого польза? Мы-то, грубо говоря, что будем иметь от всей этой взаимоввыгодной для продавцов и покупателей аукционной системы? Так что, может быть, государство наше все очень правильно как раз и делает, предоставив в новых рыночных условиях художников самим себе? Спасение утопающих — дело прежде всего самих утопающих…

Хочу подчеркнуть, что это глубоко неверная, наивно-обывательская точка зрения, хотя она, естественно, и может иметь хождение среди какой-то части нашей публики. И неверная по многим причинам.

Начнем с того, что национальный рынок искусства, работающий на основе принятых международных стандартов, является сегодня одним из важнейших факторов интеграции государства в мировое сообщество. Логика исторического развития в ХХ веке привела к тому, что фактор значимости национального искусства в глазах мирового сообщества выступает сегодня в неразрывной связи с остальными показателями государственной мощи. Если держава вообще не занимает места в международной сфере искусства, то перспектива ее борьбы за собственный престиж в мире очень сомнительна. Поэтому отсутствие механизмов финансовой оценки, а следовательно — и должного подтверждения значимости духовных ценностей, чаяний и интересов современного российского общества, традиций русского искусства не может не вести нас к достаточно серьезным потерям. Причем к потерям, в сущности, во всех областях наших взаимоотношений с зарубежными партнерами, всегда учитывающими уровень нашего культурного влияния и культурного престижа на мировой сцене.

Но дело не только в этом. Дело еще и в том, что даже и непосредственно экономически все мы — и государство, и общество — тоже можем только выиграть от создания национального рынка искусств.

Во-первых, уже потому, что тем самым появится еще один реальный демократический сектор экономики вне “сырьевой” сферы, в чем никак не может не быть заинтересовано наше государство, если только оно действительно стремится к продолжению и укреплению рыночных реформ.

В самом деле — ведь что такое “рынок искусства”?

Это как раз сугубо демократическая, то есть совершенно иная, чем советская, социально-экономическая система партнерских отношений, опирающаяся прежде всего на работу собственного механизма экспертных гарантий, ценообразования и регулирования, на финансовые вложения, независимые от государства. Здесь любые попытки государства или других крупных структур подчинить себе ценообразование на произведения искусства, стать его монополистом могут привести только к самым плачевным результатам, которых нам не избежать, если такие попытки будут осуществлены. Мы получим опять цены, не реализуемые за пределами наших государственных границ, и этим, кстати, отдадим другим, как это не раз уже бывало, не одну только финансовую выгоду. Потому что мы отдадим ее тем, кто будет, скорее всего, заинтересован в реализации своей собственной шкалы приоритетов в культуре России, то есть завладеет реальной инициативой в нашей культурной политике.

Во-вторых же, совершенно очевидно, что создание профессионально и масштабно работающего артрынка и чисто практически обещает очень серьезное увеличение бюджетных доходов России — не менее 10 % от нового оборота, если построить работу нашей аукционной системы по аналогии с тем, как это происходит у французов, которые являются безусловными лидерами в этой области. Они сумели превратить полотна импрессионистов в подлинные национальные “ценные бумаги”, в которых удалось поместить рекордный объем мирового капитала, исчисляющийся миллиардами долларов США. Причем стабильно высокие цены на работы импрессионистов сделали их не только национальным достоянием Франции, но и признанным мировым приоритетом — Франция обеспечила своему искусству такой высокий статус, что оно привлекает рекордное количество иностранных инвестиций. Каждый третий продаваемый в мире предмет искусства — французский, а 7 % от общего объема сделок в мире с предметами искусства осуществляется на территории Франции. Все это обеспечивает французскому бюджету колоссальные вливания, которые может получать и наше государство, если действительно озаботится созданием цивилизованного национального рынка искусств. Достаточно указать здесь хотя бы на тот доход, который получит государство от безусловно ожидаемой в этом случае легализации основного объема оборота финансовых средств российского “черного рынка” антикварного и современного искусства, который один только составляет сегодня около 5 млрд USD. А перенесение значительной доли сделок с русским искусством на территорию России? А прогнозируемое экспертами увеличение доли участия российского искусства в обороте мирового рынка до 10 % (около 40 млрд USD) за 5 лет? А создание условий для финансовых вложений в русское искусство, привлечение внимания и финансовых средств национального и иностранного капитала к России и русскому искусству? Все это позволит не только получать дополнительные сборы и налоги с продаж, но создаст весьма серьезную дополнительную основу для развития страховых и банковских услуг, что опять-таки обернется для государства только дополнительными доходами, постоянным увеличением государственных активов и укреплением рубля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемые статьи:

Московская школа иконописи
Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы &quo ...

Саврасов А.К.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) Русский живописец, передвижник. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов. А.К. Саврасов род ...

Современный мировой рынок искусств
Начнем с того, что сегодняшний годовой оборот мирового рынка искусств составляет около 380 миллиардов долларов США. В рейтинговом ряду легальных видов бизнеса торговля картинами стоит на третьем месте — после оружия и бриллиантов. А вложе ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru