InsideCulture

Новозаветные сюжеты в живописи: Чудеса, совершенные Иисусом Христом

Материалы » Новозаветные сюжеты в живописи: Чудеса, совершенные Иисусом Христом

Страница 2

Дуччо. Явление Христа на берегу Тивериадского озера. 125 5-1318. Сиена

Тот факт, что Иисус изображен Рафаэлем в лодке, доказывает, что художник имел в виду рассказ именно Луки, поскольку только в нем говорится, что Иисус находился в лодке: "Войдя в одну лодку ." Что касается учеников Иисуса, то первым из них Лука упоминает в этом эпизоде Петра. Он и у Рафаэля изображен ближе всех к Христу. Перед Спасителем Петр стоит на коленях (так изображать Петра в этом эпизоде требовали еще византийские руководства для художников). За ним Андрей (Лука не называет его имени) - жест его рук выражает изумление. Во второй лодке двое рыбаков, которые тянут сети, - Иаков и Иоанн. Третий - их отец Зеведей (Лука просто упоминает, что те двое - его сыновья; присутствие его самого может в некоторой степени оправдываться фразой у Матфея: "Идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починяющих сети, и призвал их". Рафаэль изображает, как они с трудом тащат сети, полные рыбы.

По версии Иоанна, не часто встречающейся в искусстве, Иисус не в лодке, а стоит на берегу озера Генисаретского (или моря Галилейского, что то же самое), в то время как Петр, "услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море. А другие ученики приплыли на лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою". Точную иллюстрацию этого рассказа мы видим у Боррасса и Дуччо. В такой трактовке Чудесный улов становится похожим на сюжет Иисус, идущий по воде, с той, конечно, существенной разницей, что в иоанновской версии Чудесного улова Христос стоит на берегу, а не идет по морю.

Лодка во всех этих рассказах, как и в других "морских" сюжетах, является символом церкви, посредством которой можно спастись; сеть - христианское вероучение, а рыбы -люди ("человеки"), обращенные в христианскую веру.

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. УСлышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам. и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царство извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

(Мф. 8:5-13)

Эту историю мы находим как у Матфея, так и у Луки. В изложении этого эпизода у Луки есть некоторые подробности, которые отсутствуют у Матфея. Скомпилированные, две эти версии дают, быть может, полную картину того, что произошло. Так, Матфей начинает рассказ сразу с прихода к Иисусу сотника. Согласно же Луке, сотник сначала послал к Иисусу иудейских старейшин, полагая, по-видимому, что Иисус скорее откликнется на их просьбу, чем на просьбу язычника, каковым он являлся согласно его должности - центуриона. Иисус пошел к нему, но на подступах к дому центурион послал навстречу ему новое посольство -своих друзей, чтобы они сказали, почему он сам не явился к Иисусу: считает себя недостойным. А согласно Матфею, центурион сам заявляет Иисусу, что не достоин того, чтобы Иисус явился в его дом, и демонстрирует при этом веру в нечеловеческую способность Иисуса исцелять заочно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемые статьи:

Андерграунд вечен – как вечны новации и поиск
К литературному андерграунду я отношу тех авторов, творчество которых по тем или иным причинам проходит мимо читающей публики. .По каким же причинам? – специальная информационная изоляция публики? или её спокойное невежество? её внушаем ...

«Голубой» и «розовый» периоды
На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый «голубой период»: в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал — «кто ...

Фредерик Дилиус
Из всех композиторов, обращавшихся к творчеству Ницше, самым преданным его последователем был, вероятно, Фредерик Дилиус. Имя этого английского композитора у нас сегодня известно мало. А между тем его личность и творчество безусловно засл ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru