InsideCulture

Новозаветные сюжеты в живописи: Чудеса, совершенные Иисусом Христом

Материалы » Новозаветные сюжеты в живописи: Чудеса, совершенные Иисусом Христом

Страница 3

Художники следуют рассказу Матфея как более эффектному, дающему возможность противопоставить Иисуса сотнику, облаченному в доспехи с полным воинским снаряжением, в сопровождении других воинов. Центурион изображается стоящим перед Иисусом на коленях, с обнаженной головой (его шлем держит кто-то из сопровождающих). С Иисусом несколько его учеников, что соответствует рассказу Матфея.

Себастьяно Риччи изобразил эту сцену, использовав традиционную композицию: Иисус в позе учителя беседует с сотником, который стоит перед ним на коленях. В трех учениках Иисуса узнаются Петр (старший), Иаков (средний) и Иоанн (младший). Крайняя правая фигура, по-видимому, один из начальников синагоги из рассказа Луки. Эта картина является парной к картине "Христос и грешница" (Прага, Национальная галерея).

Христос усмиряет волны

Рембрандт. Укрощение бури на пути через Генисаретское озеро. 1633. Бостон. Собрание Изабеллы Стюарт Гарднер

И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Рассказы первых трех евангелистов об усмирении Христом бури очень схожи. Различается, правда, местоположение этой истории в сюжетной канве событий жизни Христа у разных евангелистов. Так, Марк помещает этот рассказ после повествования о призвании апостолов (так же делает Лука), тогда как у Матфея, наоборот, сначала идет рассказ об усмирении бури, а затем о призвании апостолов.

Лодка на картинах с этим сюжетом, как и в других "морских" эпизодах из жизни Христа, может изображаться либо с парусом (парусами), либо без него. В случае с парусом последний поднят на мачте, которая по своей конфигурации является крестом и, естественно, символизирует распятие, как в картине Рембрандта "Укрощение бури на пути через Генисаретское озеро".

Обычно лодку бьют высокие волны. Ветер рвет паруса. В раннем христианском искусстве ветер может быть персонифицирован на античный манер: головы людей или животных дуют - щеки надуты, из ртов или пастей вырываются струи воздуха. Лодка в этом сюжете символизирует церковь, дающую спасение от волн и ветра, то есть от гонений, которым подвергались христиане, а сам сюжет, как трактуют его отцы церкви, - об испытании веры. "Ты переплываешь море этой жизни, -говорит Августин, - и ветер поднимается, застигают тебя бури и искушения. Отчего это, если не оттого, что Иисус засыпает в тебе? Если бы Он в тебе не спал, ты бы наслаждался внутреннею тишиною. Что же значит, что Иисус в тебе засыпает, если не то, что в сердце твоем вера Иисусова дремлет? Что же ты должен сделать для своего избавления? Пробуди Его и скажи: "Наставник! мы погибаем!" Он пробудится, то есть к тебе возвратится вера и пребудет в тебе. Когда пробуждается Христос, тогда и среди бурных треволнений вода не зальет твоего корабля, твоя вера будет повелевать ветрами и волнами и опасность минует".

Иногда темой изобразительного искусства выбирается только первая половина этого евангельского рассказа: шторм на море, смятение учеников, мирный сон Христа на корме лодки. Если же изображается момент пробуждения Христа, то со словами к нему обращается Петр, хотя евангелисты не говорят, кто именно из учеников разбудил Христа. Иногда на одной иллюстрации, как, например, в Евангелии Оттона II или Оттона III, соединены два момента этой истории: на корме лодки спит Христос (он без бороды), море бурное, в нем рыбы, ко Христу с мольбой обращается апостол Петр, двое апостолов опускают паруса; во втором сюжете на этой же иллюстрации Христос стоит на носу лодки, где сидит апостол Иоанн, жестом руки он усмиряет бурю, ветер представлен в виде двух голов животных. Такая трактовка этого сюжета встречается и в других памятниках средневекового искусства, например в так называемом кодексе Эгберта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемые статьи:

Культурная политика тиранов
Расцвет аристократической поэзии продолжался вплоть до V века, однако между господством знати и народным государством есть переходный этап — тирания, которая для истории образования оказалась не менее плодотворной, нежели для государствен ...

Академия художеств
Иван Иванович Шувалов в 1757 году "вошел в Сенат" с представлением об учреждении в Российской империи Академии художеств, в ответ на что последовал правительственный указ об учреждении ее. Шувалов сам возглавил Академию художест ...

Культура и социум
Из какого определения культуры ни исходить, как ни группировать эти определения, ясно одно: культура несводима к какой-то одной стороне социума, ибо все внебиологическое, сверхприродное в нем, все выработанное человеком и есть культура. С ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru