InsideCulture

Новозаветные сюжеты в живописи: Чудеса, совершенные Иисусом Христом

Материалы » Новозаветные сюжеты в живописи: Чудеса, совершенные Иисусом Христом

Страница 5

В ранних памятниках христианского искусства (катакомбный период) у Христа, изображавшегося юношей, в руке магический жезл - наподобие того, который был способен творить чудеса в руках Моисея. Им Иисус касается корзины (короба) с хлебами. Самые ранние изображения такого рода имеются в римских катакомбах Дамитиллы и Гермеса. Этот сюжет широко распространен в искусстве Средневековья и Возрождения. Он появляется на лучшей работе австрийского живописца и скульптора Михаэля Пахера - алтаре св. Вольфганга (ок. 1481). Тинторетто изобразил этот сюжет в большом зале Скуолы ди Сан Рокко в Венеции (1579-1581), однако здесь художник отходит от старой иконографической формулы и трактует тему свободно. На картинах художников Возрождения и более позднего времени мы обычно видим пейзаж с многочисленными группами людей, среди которых ходят ученики, раздавая еду. Христос сидит или стоит, он запечатлен в момент благословения хлеба. Андрей традиционно изображается седобородым стариком, Филипп - более молодым, с темными волосами, как правило, тоже с бородой. Так трактует этот сюжет Бернардо Строцци в известной картине "Чудесное насыщение пяти тысяч человек", находящейся в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Особое распространение эта тема получила в Нидерландах в XV веке. В качестве примера можно назвать картину Алкмарского мастера, которая входит в цикл картин на сюжет Семь дел Милосердия. Здесь Христос сам раздает хлеб страждущим. В то время в искусстве Нидерландов существовала устойчивая традиция изображать народ в аристократических одеждах, и на картинах среди персонажей в толпе насыщаемых современники узнавали своих сограждан.

Этот сюжет наряду с Тайной вечерей и Ужином в Эммаусе использовался для украшения монастырских трапезных, а также в качестве символа Евхаристии.

Андреа да Фиренце. Маловерие Петра. 1365-1368. Церковь Санта Мария Новелла

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

Луис Боррасса. Петр, бросающийся в воду. 1411-1413. Терраса. Церковь Сан Педро

Марк оброненным мимоходом замечанием проливает свет на цели Христа, продемонстрировавшего чудо хождения по воде. Он сотворил его в назидание маловерным, "ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено". Смысл этой истории замечательно раскрыл И.В.Гёте: "Это одно из лучших сказаний . Я его люблю больше других. В нем высказано великое учение, что человек верою и бодрым духом побеждает труднейшие предприятия; напротив, чуть найдет малейшее сомнение, все потеряно".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемые статьи:

Святой Иустин философ и мученик.
Жизнь святого Иустина и история его обращения. Решение им проблемы отношения христианства к греческой философии Хотя св. Иустина можно назвать самым значительным из греческих апологетов II в. и "наиболее благородной личностью" ...

Грановитая палата
Грановитая палата в Московском Кремле Дата создания: 1487 г. - 1491 г. Автор: Марко Фрязин и П.А. Солари Материал, техника: кирпич, белый камень, штукатурка Входила в обширный комплекс дворцовых царских палат, возведенных в конце XV ...

Художественный образ: эстетические и религиозные доминанты
В гносеологическом аспекте процесс взаимоотношения художественного и религиозного особенно ярко выделяет их эмоциональную общность и противоположность в конечных гносеологических целях. В искусстве художественный образ есть результат «пр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru