InsideCulture

Эпическое мышление в истории киргизского фольклора

Материалы » Эпическое мышление в истории киргизского фольклора

Страница 3

Исследователи эпоса "Манас" верно замечают ту особенность развития творчества сказителей, что воспетые ими богатыри были прообразами Манаса, что этот океаноподобный эпос - вершина древнекыргызского духа, что он энциклопедия жизни киргизского народа. Все это верно. Однако также кажется, что наряду с великими идеями, грандиозным содержанием, великолепными образами не меньшее, а может быть и большее значение имеет сам творитель - эпическое мышление. Действительно, эпос "Манас" - пик в развитии эпического мышления в истории фольклора. Этот грандиозный эпос убедительно показывает путь развития эпического мышления от начальных выразительных средств до уровня эпического видения явлений действительности, создания самого эпоса, величия устно-поэтического менталитета киргизского народа.

Третий период: XV - XIX века. Этому периоду присущ новый расцвет творчества певцов-импровизаторов и сказителей. Акыны в своих назидательных и философских песнях освещают проблемы человеческой жизни, рассуждают о ее смысле. А сказители наряду с богатырскими, волшебно-фантастическими эпосами создают и исполняют лиро-эпические дастаны - народных поэм, где в присущей сказителям манере излагаются проблемы семейно-бытового и социального характера. И здесь главенствует эпическая форма изложения: глубина и острота проблем требует именно эту форму, хотя здесь и события, и герои, и образы социально-бытового характера.

Такое развитие связано с новыми нашествиями врагов на киргизскую землю. Они всегда приводят к разорению, угнетению, что отражается в фольклоре. К тому же творчество импровизаторов достигло уровня воспевания последствий таких событий, ведущими темами в них становятся сочувствие и сострадание простым людям, показ их как носителей добра и справедливости. Однако это было видимо одно из направлений, ибо снова оживает эпическая традиция: повсеместно появляются исполнители богатырских эпосов, особенно манасчи-исполнители эпоса "Манас". Такой характер развития фольклора объясняется всплеском эпического мышления. В век сострадания в сознании народа оживает его история, богатырское прошлое и традиции. А в сознании кыргызов она связана с эпическим мировосприятием.

Четвертый период: XIX - XX века. В эпоху этого периода на фоне бытования устойчивых жанров фольклора переживает расцвет творчество акынов-демократов и исполнителей эпоса "Манас". Само развитие достигает того уровня, когда импровизаторы в своем творчестве воспевают больше общественных, общенародных и жизненных проблем, чем традиционные или общепринятые и хвалебные песни в честь известных в народе людей. Сам характер развития общества требовал этого: бесправие и угнетение народа со стороны Кокандского ханства и после них - колонизация Россией. А гениальные исполнители "Манаса" создают полное содержание эпоса во всех трех частях: "Манас", "Семетей" и "Сейтек". В истории такого еще не было.

Среди манасчи особой популярностью выделялись легендарные: Келдибек, Балык, Тыныбек, Чоюке, Сагымбай, Саякбай. А из талантливых акынов-импровизаторов - Калыгул, Молдо Нияз, Эсенаман, Женижок, Токтогул, Барпы и другие.

Вкратце описывая эти периоды, мы исходили из того, что во всех случаях, звеньях и в целом процессе движущей силой всегда выступало эпическое мышление. В содержании всех эпических памятников есть вечно сохранившиеся следы этого феномена. Эти следы в языке изложения, в выразительных средствах и в психологии сказителей. А слушатели воспринимают это как естественное, само собой разумеющееся, в то же время как великое искусство. Восприятие слушателей тоже сложное явление, оно тоже формировалось под непосредственным влиянием эпического мышления.

Вершиной эпического мышления и ярким проявлением его развития в истории киргизского фольклора является эпос "Манас". В нем богатейшие, и в то же время спрессованные эпические идеи, насыщенные выразительные средства эпического изложения. А эпические образы и события, богатырские поступки героев и нечеловеческие свойства их характера лишний раз подтверждают ту мысль, что в отличие от эпической памяти других народов у киргизов все же было эпическое, живое, творческое мышление. Свидетельством этого являются не только великолепные эпические памятники, которые сохранились и живут в духовной жизни народа, но и их исполнение все возрастающий интерес слушателей к творчеству сказителей. Следы и образцы (языковые элементы) сохранились до сих пор в живом киргизском языке, как патетические выразительные средства и стиль выражения грандиозных событий.

Несколько соображений о самом исполнении. Легенды и рассказы свидетелей сохранили информацию, хотя очень поверхностную, о процессе исполнения талантливых ырчи-импровизаторов и сказителей эпосов. Например, о каком-то акыне, что для него пение, что для птицы - полет. Или такой вариант: Акын как птица, прежде чем улететь набирает воздух и улетает. И он сначала "набирает" вдохновение и начинает неудержимо петь. Есть и здесь крылатые выражения, типа: "он поет, как льется с неба дождь", "его пение как текущая вода". Кстати, рассуждая об этимологии термина "акын" казахские исследователи связывают со словом "агын" - течь, течение. Однако есть еще термин "ырчы" - певец, который живет в языке, устойчиво применяется, как и "акын". Отсюда появились и другие сложности: "акындар поэзиясы" - "поэзия акынов", "ырчылар чыгармачылыгы" - "творчество певцов" и другие. В свое время академик К.Юдахин написал специальную статью "О кыргызском термине акын" для уточнения их применения и происхождения (см. Сборник статей, посвященный 70-летию академика В.С. Гордлевского. М., 1953 г). Однако в научном обиходе продолжают применять и те, и другие термины.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Агрессивность текста в современных молодёжных журналах
Казалось бы, издания для подростков и молодых людей должны воспитывать подрастающее поколение, сеять разумное-доброе-вечное… Ан, нет: на их страницах, почему-то, сплошь и рядом красота «кусков тела во все стороны» и романтика четырёх букв ...

Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе
В науке есть такие понятия и категории, которые возможно обосновать, лишь опираясь на историческую ретроспективу. Только тогда и видно, как развивались данное понятие, система, в которой оно проявляло себя. К сожалению, состояние историче ...

Лукреций
Тит Лукреций Кар (95 — 55 гг. до н. э.) написал единственную дошедшую до нас философскую поэму "О природе вещей". Некоторые греческие философы создавали эпические сочинения на эту тему, но они не сохранились. Биография автора на ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru