InsideCulture

Эпическое мышление в истории киргизского фольклора

Материалы » Эпическое мышление в истории киргизского фольклора

Страница 4

Вернемся к нашей теме. Исполнение - это творческий акт, экстаз, само проявление эпического мышления. Его уровень и качество связаны со многими данными личности, его психологии и творчества. В творческом акте проявляются глубина и широта, динамика и темп, дискурсивное знание и интуиция певца в одном порыве. Науке еще не известны свойства и особенности такого феномена. Такое сочетание качественных свойств или способность человека испокон веков в народном просторечии называют талантом. В истории науки попытались познать его проявление, природу, границы в общечеловеческом, теоретическом плане. А вот его национальные формы проявления или национальные особенности не изучены. К ним относятся и талант и способности киргизских сказителей и акынов-импровизаторов. Можно констатировать, что у них вместе с умением моментально слагать песню на любую тему, быстрым и рациональным мышлением удивительным образом сочетались способности эпического видения явлений, и мышления о них. К тому же с таким талантом они могли выразить самые нужные и ценные идеи, создавали бессмертные, любимые народом образы. Однако не было возможности зафиксировать процесс песнопения, когда они были живы. Все сказанное относится к творчеству акынов-импровизаторов. А вот с творчеством сказителей, особенно, эпоса "Манас" получилось по-иному, намного лучше.

Гениальными сказителями считают Сагымбая Орозбакова (1867 - 1930) и Саякбая Каралаева (1894 - 1971). У первого успели записать в 30-е годы две части эпоса. Его вариант считается в художественном отношении наиболее современным и "нетронутым", т.е. не подвергшимся никаким влияниям и редактированию. Поэтому в его варианте много творческого, поэтического и исторического. В этом смысле его "Манас" - вершина процесса становления и развития эпоса, его превращения в энциклопедию народной жизни, как это утверждают исследователи.

По сравнению с его "Манасом" вариант Саякбая Каралаева отличается превосходным объемом, полнотой содержания. (Текст записан во всех трех частях: "Манас", "Семетей", "Сейтек").

Без преувеличения можно сказать, что киргизские кинематографисты Болот Шамшиев и Мелис Убукеев и другие совершили подвиг, засняв на кинопленку десятки тысяч метров процесс исполнения эпоса Саякбаем Каралаевым.

В этом плане народный писатель Чингиз Айтматов совершил переворот и внес неоценимый вклад в дело изучения, сохранения и издания эпоса, очистив этот живой процесс от влияния нигилизма, упрощенного восприятия и от идеологического редактирования "специалистов".

Чувственное восприятие и опыт формируют эмпирическое знание сказителя. Оно же приводит в "движение" процесс устно-поэтического описания. А все, вместе взятое приводит к эпическому мышлению.

Рассуждая об эпическом мышлении в истории киргизского фольклора, убеждаемся в том, что возникшее в стародавние времена оно живет и поныне: в языке, в психологии, в творчестве современников. К примеру, современные кыргызы в повседневной жизни, описывая события и поступки людей, прибегают к повелительной форме изложения. Это - сама языковая традиция и, несомненно, следы эпического мышления.

В современной кыргызской литературе особенно в исторических романах писатели часто применяют выразительные средства эпического характера, и они воспринимаются читателями как высокое художественное качество произведения и мастерство писателя.

Такие писатели, как Чингиз Айтматов, творчество которого есть явление мировой литературы, синтез национального и мирового художественного опыта, казалось бы, давно оторваны от эпического видения явлений, однако в своих острофилософских романах, выступлениях и статьях естественным образом прибегают к планетарному эпическому суждению. Вспомним образы Исмаила, Толгоная, Танабая, Едигея, спрессованные глобальными идеями романа "Плаха" и "Тавро Кассандры", полные тревог и переживаний диалоги "Ода величию духа" и "Плач охотника над пропастью", статью "Сияющая вершина древнекыргызского духа". Перечисляя эти произведения, невольно думаешь не только о величии и значении эпического мышления в истории кыргызов, но и о том, что этот феномен живет и в наше время, подпитывая язык, мышление, психологию и творчество наших современников.

Для дополнения мы могли бы привести примеры (в переводе на русский язык), например, описание богатырей, их коней, сцены сражений, однако, полагая, что это удел других исследователей, считаем, что наше рассуждение всего лишь попытка представить себе феноменальное явление, явления-творца в истории кыргызского фольклора.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекомендуемые статьи:

Искусство итальянского возрождения
В истории мировой культуры XV и XVI века являются эпохой совершенно исключительного значения. За эти двести лет в сознании народов передовых европейских стран произошел, по словам Энгельса, «величайший прогрессивный переворот», который оп ...

Два шрифта
До сего времени прочитанные археологами тексты на керамике и на камне, относящиеся к концу классического периода, посвящены политическим и историческим событиям. И никогда не попадались письмена майя, говорящие о хозяйствен ных нуждах, в ...

Критика языческого политеизма и иудейской религии в "Апологии" Аристида
По своему объему эта критика занимает значительный удельный вес в произведении: вся "Апология" состоит из 17 глав, а "критическая часть" ее — 12 глав, причем основное место уделяется критике язычества (11 глав). Критич ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru