InsideCulture

Эпическое мышление в истории киргизского фольклора

Материалы » Эпическое мышление в истории киргизского фольклора

Страница 2

Все же историческая закономерность развития фольклорных жанров и происхождение в нем индивидуального творчества (т. е. творчества акынов) дает основание полагать, что становление и дальнейшее развитие эпического мышления произошли именно в этих периодах. Итак, первый период: IV - VIII века. К этому периоду знатоки старины, традиции, истории и фольклора становятся одновременно и искусными исполнителями. В их репертуаре имеются мифы и легенды о загадочно-фантастических событиях и свойствах людей и животных, а форма исполнения - песенно-словесное красноречие с обилием в нем пословиц и поговорок и других жанров. Такой характер развития фольклора обогащает дискурсивное знание исполнителя, а его способность запоминания превращает его память в клад информации. Способность же к импровизированному песнопению развивает у них элементы художественно-поэтической интуиции, то есть, грубо говоря, умение выбирать нужные рифмы, строки и выразительные средства выражения для изложения содержания своей песни.

Эмпирическое знание тех знатоков может дать слушателям возможность, верно, понимать свойств явлений, к тому же нужно ли понимать их, если они, прежде всего, вызывают восхищение страх, гордость и переживание. И сами исполнители хотят восхитить их, чем дать им разъяснения. А для того, чтобы вызвать сильные эмоции у слушателей нужно такое выразительное средство, которое безоговорочно убедило слушателя в правдоподобии сказания и восхищало услышанные события, поступки и свойства героев. Именно таким средством было художественное преувеличение или как его еще называют исследователи гиперболизация свойств явлений и предметов. Это бесспорный, раз и навсегда обосновавшийся признак эпического мышления в истории устно-поэтического творчества киргизского народа.

Таким образом, в первом периоде формируется эпическое мышление, вследствие чего все знатоки и исполнители разделяются на такие типы индивидуального творчества, как:

1. Ырчы

2. Сынчы

3. Чечен

4. Жомокчу

"Ырчы" - певец-импровизатор, слагающий песню на любую тему без предварительной подготовки, то есть моментально. Их арсенал выразительных средств богат элементами эпического мышления. Однако главное в их творчестве - особая психология творчества, логичность поэтических рассуждений, благозвучие и красота поэтического изложения предметов и явлений. В свою очередь и они делятся на различные типы. В долгой истории в их творчестве формировались свои жанровые виды. Но это уже не входит в наш объект изучения.

"Сынчы" - так называли представителей индивидуального творчества в истории фольклора, которые отличались рациональным мышлением и проницательным умом. Они в основном занимались высказыванием и рассуждением о будущем человека, о скрытых свойствах, качествах внешне незаметных людей, коней, вещей и предметов, связанных с жизнью человека, созданных ими в текстах и высказываниях - обилие признаков и средств эпического мышления.

"Чечены" - представители индивидуального творчества, владеющие мастерством красноречия и иносказания. В их арсенале много эффективных умозаключений, сатиры и юмора, высмеивающих отрицательные черты характера людей. Чечены каждого рода состязались в красноречии и спорах на различные жизненные темы. Они имели огромное влияние на свой род, были советниками главы рода по вопросам взаимоотношения с другими родами, исполняли роль дипломата, разрешали спорные вопросы, тем самым прославляли свой род, поднимали его престиж. Тематика их выступлений разнообразна, охватывает все сферы жизни рода. Они тоже в своем творчестве применяли средства эпического мышления.

"Жомокчу" - (сказитель) так называли талантливых исполнителей эпических памятников и эпосов. Отличаясь особым творческим даром, они знали все созданное в истории народа творческое наследие: мифы, легенды, сказания, сюжетные исторические песни, песни импровизаторов, высказывания исторических личностей, хранили в памяти все сведения, связанные с историей, фольклором и жизнью народа. Свое творчество и исполнение богатырских, мифологических, фантастических эпосов обосновали на эпическом мышлении.

Второй период: VIII - XIV века. В течение этого периода в истории народа происходят различные события: нашествия чужеземных врагов, создание крупных родоплеменных объединений и, наконец, в 840 году полная победа над уйгурами, которые чаще чем другие подвергали нашествию киргизские племена. В дальнейшем в Центральной Азии происходят частые смены династий: власть арабского халифата переходит к саманидам. Их сменяют караханиды. В свою очередь всю Центральную Азию завоевывают монголы под предводительством Чингисхана. А киргизы после той победы укрепляют родоплеменные объединения, смысл которых становится очевидным для каждого. Родовые певцы-импровизаторы восхваляют главы родов и племен за стремление объединиться, прославляется их единство и дружба между ними. Так, легендарный певец IX века Жайсан воспевал подвиги Кыргызхана, предводителя усунов (близких предков киргизов) за то, что он объединил многие племена, побеждал нападавших врагов. Одним словом, воспевание подвигов богатырей, прославление вождей родов и племен становится основной тенденцией в развитии фольклора. Она же стала почвой для дальнейшего развития и укрепления эпического мышления у сказителей.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

«Проводы Масленицы»
«Проводы Масленицы» устраивались, как правило, в последний день масленичной недели, т.е. в воскресенье вечером. Этот обряд символизировал изгнание зимы и встречу лета; с него уже начиналась интенсивная подготовка к страдной поре, заключав ...

Противопоставление образов
Все художники (писатели, поэты, композиторы, живописцы) широко пользуются в своём творчестве противопоставлением художественных образов. В литературоведении такое противопоставление называют антитезой, но этот термин можно использовать ...

К этногенезу бурят по материалам этнонимии
Этнонимия всегда была объектом исследования этнической истории. Одним из главных пунктов в разрешении проблемы этногенеза являются вопросы этимологии этнонимов этнических общностей, вошедших в состав изучаемого этноса. Этими общностями мо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru