Искусство эпохи палеолита
Периодизация Верхнего палеолита Западной Европы:
I Перегордийская культура-37-29 тыс. лет до н. э.
II Ориньякская культура-30-24 тыс. лет до н. э.
III Солютрейская культура-24-19 тыс. лет до н. э.
IV Мадленская культура-20-7 тыс. лет до н. э.
Европейская часть России:
I Стрелецкая культура (Стрелецкая II)
II Костенковская культура (Костенки 13, 14, 18)
III Городецкая культура
IV Молодовская культура (Молодовь I)
К числу древнейших изображений на стенах палеолитических пещер относятся натуралистические изображения- оттиски человеческой руки и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами(т. н. "макароны" и "меандры"). Вопрос о происхождении искусства П. А. Куценков формулирует таким образом: "Зачем понадобилось человеку создавать изображения и почему он упорно продолжает этим заниматься в течение по меньшей мере 30 тыс. лет?"
Палеолитическое искусство остаётся загадкой до сих пор. И причины его зарождения в период Верхнего палеолита до сих пор порождают множество гипотез. Вот некоторые из них:
1) Появлению изображениям на камне и скульптур из глины предшествовала раскраска тела.
2) Искусство появилось случайно, то есть, человек, не преследуя определённой цели, просто водил пальцем по песку или сырой глине. В этой связи мы можем провести параллель с концепцией бессознательного в искусстве, которая развивалась в учении Фрейда и главных течениях двадцатого века, в частности, в сюрреализме и ташизме.
3) Искусство появилось в результате установившегося равновесия сил в борьбе за существование(осознание собственной безопасности, появление коллективной охоты, существование больших хозяйственных коллективов и наличие больших запасов пищи). В результате у отдельных индивидов "освобождается" время для профессиональных занятий творчеством.
4) Анри Брейль предполагал связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных зверей. Охота развивала воображение и сноровку, "обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями".
5) Появление искусства напрямую связано с религиозными верованиями(тотемизм, фетишизм, магия, анимизм). Не случайно многие первобытные изображения находятся в труднодоступных участках пещер. Для справок: Тотем- животное или растение, являющееся мифическим представителем, покровительствующим данному роду.
Фетиш-природный или специально изготовленный предмет, которому придаётся сверхъестественная сила.
Анимизм(от лат. Anima, animus-душа, дух)- вера в существование духов, присущая первобытной религии и язычеству.
Магия- система обрядов, связанная с верой в сверхъестественную способность человека(колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.
6) Первые произведения эпохи палеолита и пиктографические знаки образуют единое целое(идеограммы-знаки, имеющие определённое значение, но не ассоциирующиеся с определённым словом). Возможно, зарождение искусства совпадало с развитием письменности и речи.
7) Искусство раннего периода можно воспринимать "не более, чем отметины животных, сделанные человеческим способом". Только в последующую за верхним палеолитом эпоху изображения(или идеограммы) наполняются значением. Образы и понятия появились гораздо позднее первых рисунков и скульптур. Знаки верхнего палеолита появились до возникновения значений. Нам сложно представить, что когда-то человечество могло существовать вне смысла и значения. В таком случае искусство первобытности соотносится с явлением, имевшим место в цивилизованном обществе первой половины XX века- авангардом. Он также воспринимается вне смысла и значения. Супрематические комбинации Малевича могут стать понятными только в случае их "дешифровки" самим маэстро или аудиторией "посвящённых". Только тогда они приобретают привязку к реальности, а до интерпретации они как бы пребывают в особом пространстве и содержащаяся в них информация закрыта для зрителя.
Рекомендуемые статьи:
Русско-Турецкая война 1877-78 гг. в отечественной литературе XIX века
"Разве война имеет две стороны: одну приятную, привлекательную, и другую, некрасивую и отталкивающую? Существует лишь одна война ."
В. Верещагин
Русско-турецкая война 1877-78 гг. стала заметным явлением в русской литературе ко ...
Церковь Воскресения "в Кадашах"
Дата создания: 1687 г.
Материал, техника: кирпич, белый камень
Сооружена в 1687 г. на месте церкви Воскресения Христова "на Грязи", которая в 1657 г. была уже каменной (остатки этого здания были включены в новую постройку), ...
Псковская
Псковская школа иконописи является открытием последних десятилетий. Именно в это время начали систематически расчищать псковские иконы. Хотя термином "псковские письма" охотно пользовались собиратели икон, термин этот еще лишен ...