InsideCulture

Искусство эпохи палеолита

Материалы » История первобытного искусства » Искусство эпохи палеолита

Страница 3

Следует отметить, что рассматриваемые нами памятники имеют весьма относительную датировку. Безусловно, из них можно быстренько скомпоновать хронологический ряд и сделать выводы о преемственности поколений и эволюции стиля, можно даже выявить "школу". Но нужно ли это делать? Каждая пещера в те далёкие времена была Вселенной, обособленным миром, и не было, как в средневековой Европе "бродячей" артели мастеров, которая всюду путешествовала и оказывала на всех влияние. Может быть поэтому так и нужно воспринимать искусство палеолита- разрозненные самостоятельные памятники, с весьма условными датами и различной стилистикой. В силу нашего современного менталитета, нам трудно в это поверить, ведь привыкли мы все всё раскладывать по периодам, искать везде эволюцию стиля. Когда мы имеем дело с первобытным хаосом без точных дат, нам становится не по себе, хочется защититься цифрами и хоть какой- нибудь систематизацией. В этой связи изображения Верхнего палеолита можно поделить на следующие виды:

I Первобытные рельефы

II Скульптура(резьба по камню и кости)

III Гравировка на камне и кости

IV Живопись("монументальная", та, что украшает стены и своды пещер и "фрагментарная"-нанесённая на отдельные камни).

I Создавая "высокие" рельефы(горельеф), первобытный человек часто использует естественные выступы на стенах пещер, как, например, в рельефе "Бизон" из испанской пещеры Кастильо. На левой стене пещеры Ласко в технике углублённого рельефа процарапана необычайно выразительная голова лошади(период Мадлен), а в пещере Леванзо находится изображение бизона, в настоящий момент частично скрытое под сталагмитными отложениями. Позднее техника процарапанного рельефа будет развиваться в Древнем Египте. Рельефы бывают не только нанесены на стены пещер, они могут украшать и орудия людей. Одним из таких изделий является копьеметалка с фигуркой птицы(период Мадлен, Музей Сен Жермен, Франция). Наряду с зооморфными рельефами узнаваемы и изображения людей. Предположительно женское и мужское изображения(барельефы) из Лосселя находятся в музее Бордо. Создание рельефа- более трудоёмкое занятие, нежели живопись, к тому же эта тяжёлая физическая работа ведётся на неровной поверхности. Согласно легенде, первые живописные изображения возникли из абриса силуэта. Возможно, это относится и к рельефу. Внедряясь в камень, первобытный мастер впервые совершает попытку создания иллюзии не только двухмерного(живопись) , но и трёхмерного пространства стены, раздвигая её естественные границы. Кто эти животные и люди на рельефах - реальные, выхваченные из жизни существа или боги и тотемы- покровители данного племени? Скорее всего рельефы имели свой изначальный, естественный цвет, поскольку, как свидетельствует сохранившаяся живопись, краски были достаточно прочны и не могли на этих изделиях исчезнуть бесследно.

II Самой ранней первобытной скульптурой является т. н. "палеолитическая венера" из Виллендорфа(около 30тыс. лет до н. э.). Насколько это первое изваяние связано с действительностью- судить сложно. Трудно поверить, что это существо с огромной, гипертрофированной нижней частью и отвисшей от постоянного кормления грудью являлось для людей того времени эталоном прекрасного. Возможно, здесь присутствует некоторое преувеличение объёмов, передающее идею материнства, плодородия, женственности. Лицо на этой маленькой фигурке не показано: оно закрыто шапкой кудрявых волос. Большинство венер того времени можно назвать безликими. Вопрос об отсутствии черт лица в первобытной скульптуре актуален и для народного творчества, также восходящего к заре человечества. У народной игрушки в её классическом истолковании лицо тоже отсутствовало. Скорее всего, это отражает особое отношение к статуэтке: она воспринималась как материальное воплощение божества или самого человека- проекцией его двойника. Если наделить её портретными чертами, то она может стать лёгкой добычей злых духов и напустить порчу на своего хозяина и на весь его род. Чем ближе к концу Верхнего палеолита, тем больше венеры начинали соответствовать нормальным человеческим пропорциям, как, например, савиньянская венера из Италии. Если говорить современным искусствоведческим языком, то венера из Виллендорфа породила целый ряд подражаний в разных регионах Евразии. Изоляция небольших групп людей друг от друга была настолько велика, что говорить о влияниях, стилях и школах просто бессмысленно. Тем не менее, аналогичных венер можно назвать очень много: венеры из Долни Вестонице, Мальты. Гагарино, Авдеево. Разный климат породил "северную" редакцию типологии виллендорфских венер- венеру из Костёнок. Её главной особенностью является то, что она одета в "модный" и практичный меховой комбинезон. Материалы, из которых создавалась первобытная скульптура, были различны. Это глина и зола, смешанные с пережжёнными костями и жиром. Первые изделия из глины найдены на самой большой стоянке охотников палеолита в Дольни-Вестоницы (Чехословакия). Маленькие скульптуры из глиняной смеси являются самыми древними образцами керамики. Кроме глины использовался, также, лёгкий в обработке стеатит, и кальцит, и, наконец, кость мамонта. Именно из неё создаётся одна из самых ранних женских (или мужских) голов из Брассемпуи(ориньякский период, Франция, музей Сен- Жермен). Предполагается, что эта голова с декоративной стилизацией причёски является фрагментом утраченной ныне древней венеры. Упоминаемая нами голова также лишена черт лица. Герои первобытного искусства пока не обрели лиц, обладая известной долей условности, и в то же время они являются натуралистическим воспроизведением женских фигур и голов. Эти первые вещи нельзя назвать примитивами, напротив, они демонстрируют виртуозное владение материалом и реальное отношение к действительности. Начиная с этого момента человечество начинает ориентироваться в трёхмерном пространстве, в пространстве, где позже создаются шедевры круглой скульптуры. Показательно, что первым произведением первобытной пластики стала именно круглая скульптура.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемые статьи:

Предания и легенды
Предание - то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени. "Преданья старины глубокой ." - так говорит А.С. Пушкин о событиях, описанных в "Руслане и Людмиле". Слово ...

Виртуальная реальность
Впрочем, и новая элитарная, и массовая культуры являются лишь частью фундаментального проекта «новой жизни» — новой виртуальной компьютерной империи, называемой еще и Книгой Книг. «Книга Книг — это попытка деконструкции тех понятий и теор ...

Праздник Эскалад
Уже два столетия Швейцария живет без войн. Факт поразительный, если учесть, что государство это расположено в самом центре Европы. Но даже у такой сугубо мирной страны есть праздники, связанные с войной и победой. Женева, которая во мног ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru