InsideCulture

Искусство эпохи палеолита

Материалы » История первобытного искусства » Искусство эпохи палеолита

Страница 2

8) Искусство играло роль своеобразного механизма торможения, т. е., несло физиологическую нагрузку. Определённые изображения обладали свойством умирять излишний пыл или негативные реакции, связанные с системой запретов. Не исключается его тесная связь с обрядами инициации(инициация-обряд посвящения, через который проходят все члены племени первобытного или традиционного общества, достигшие определённого возраста. Как правило, инициация подразумевает серьёзные физические испытания, сопровождающиеся религиозными церемониями. В результате прошедший все испытания становится полноправным членом племени).

Все перечисленные нами версии о происхождении искусства пытаются отразить реальный процесс, протекавший ни много ни мало- 30 тысяч лет назад, и потому ни одна из этих версий не может считаться истинной- слишком большой промежуток времени отделяет нас от эпохи Верхнего палеолита. Если нам когда- нибудь удастся приблизиться к пониманию изображений первобытного искусства и правил, по которым они созданы, то, возможно, нам удастся ответить на вопрос, зачем оно было нужно тогда и сейчас, и что есть искусство вообще. Согласно определению, предложенному Энциклопедическим словарём, понятие "искусство" обозначает особый способ познания и освоения действительности и духовного мира человеком. Созданные художественные образы являются специфической формой отражения действительности. Однако творческая личность может создавать не только произведения, духовно и эстетически обогащающие человека. но и произведения, уродующие духовный мир личности, возбуждающие низменные чувства. Мы осваиваем всё новые и новые виды искусства(компьютерная графика) и осваиваем новые пространства, создавая виртуальный мир. Традиционным видам изобразительного искусства приходится потесниться. Иногда мы даже затрудняемся ответить на вопрос, а является ли искусством сожженная скрипка Армана, перформанс "Шестнадцать верёвок" Ильи Кабакова, или "Чёрный квадрат на белом фоне" Казимира Малевича. В конце концов все эти произведения являются звеньями одной цепи- познания человеком окружающей современной ему действительности и дальнейшего освоения созданного в эпоху Верхнего палеолита визуального пространства.

В настоящее время современная массовая культура, мода, искусство черпают вдохновение из рассматриваемой нами глубокой древности и культуры традиционных обществ. Навязчиво- яркий, запоминающийся образ- символ в рекламе(как первобытная идеограмма), или образ как запрограмированное действие в художественных фильмах, "первобытные" набедренные повязки(мини- юбки) и одежды, имитирующие "сшитость из шкур", бьющий "ниже пояса" ритм там- тама на дискотеках, дурманящие зелья, "культ динозавров и скелетов", всевозможных фетишей пренебрежение к нормативной, "высокохудожественной" лексике, возврат к междометьям и первой знаковой системе . Короче говоря, современное общество, не подозревая того, приближается к своим собратьям из Верхнего палеолита, а вместе с тем, возможно, и к новому уровню истолкования оставленной нашими предками визуальной информации. В конце концов многие наши привычки, приметы и характер поведения уходят в глубокую древность. Наша память о древности, сохранившаяся на подсознательном уровне, всё ещё жива и готова преподнести нам весьма неожиданные сюрпризы. "Первобытная" вера в сглаз и порчу, Зачастую чрезмерное пристрастие к "ритуальной" косметике и "магическим" мазям . Примеров можно привести огромное количество. Глубинные напластования эпохи палеолита хранят и произведения народного эпоса. Снятием этих напластований преимущественно в эпической и сказочной литературе занимались Пропп и Рыбаков.

Часто первобытного художника сравнивают с ребёнком или авангардистом: то же пренебрежение общепризнанными канонами и правилами, та же абстрагированность от действительности. Правда, период Верхнего палеолита, если не считать "первобытные макароны" и оттиски рук, отличают как раз довольно конкретные, полновесные образы в духе живописных гигантов из пещеры Ляско. Считается, что в этот период человек ещё не обладал абстрактным мышлением, поэтому приведённые выше сравнения более преемлемы для мезолита и неолита.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемые статьи:

Эстетически-эмоциональная антитеза
Близость искусства и религии на эстетически-эмоциональном уровне связана с тем, что у них существуют некоторые общие структурные признаки. Искусство и религия — это такие духовные феномены, в которых эмоционально-оценочные уровни превалир ...

Суриков В.И.
Суриков Василий Иванович (1848-1916) Художник-живописец, рисовальщик, педагог, портретист, мастер исторического жанра, первый русский исторический живописец-реалист. Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 ...

Киевская школа иконописи
Икона появилась на Украине приблизительно в 988 году. В переводе с греческого это слово - образ - и закрепилось в украинском языке. Вначале были только привозные иконы, в основном, византийские и греческие, потом по мере расширения стро ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru