InsideCulture

Интонация как эффективная единица коммуникативистики

Материалы » Интонация как эффективная единица коммуникативистики

Страница 2

В прикладных исследованиях данного предмета поднимается вопрос о возможности установить «систему правил», которые определяли бы методику техник для интонационного оформления устной речи в зависимости от эмоциональных, лексических, психологических характеристик, а также «задач» и «сверхзадач» предстоящего действия (терминология К.С. Станиславского). Во всех современных и классических исследованиях подчеркиваются индивидуальность человеческого голоса, особое значение интонационных личностных характеристик, т. е. личностно ориентированный (парадигма академика Е.В. Бондаревской) подход к изучению и прикладному применению данных исследований.

«…Сама структура языка мертва и недвижима. Ее приводит в движение человек,…внутриструктурные процессы имеют социальную природу, если понимать социальное в широком смысле как коммуникативное действие индивида и социума» [4, 70].

Язык - не дар природы, а творение человека. Его звуковые, структурные, семантические характеристики - продукт длительного совершенствования. Основным и постоянно действующим стимулом эволюции, как можно себе представить, является коммуникативная необходимость, поскольку ментальная, концептуальная, интеракциональная деятельность человека возможна в результате адекватности структуры языкового механизма.

По мнению Linklater, которое мы разделяем, «природный голос, направленно и спонтанно обнаруживает личность человека» [5, 8]. Еще Аристотель философствовал о «макропсихии» и «микропсихии», т. е. о расширении и сужении души, что находит свое отражение «в повышенном притоке энергии в нервно-психическую систему, располагают к развертыванию… общения» [6, 12].

Трактовка термина «голос» такова: «голос - …акустический феномен,… несет информацию об индивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмоционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности» (выделено нами. – Г.М.) [3].

Таким образом, из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что интонация как многосоставная единица голоса представляет собой определенные элементы, поддающиеся точным физическим измерениям, а следовательно, и анализу.

Как физиологическое явление голосовой процесс состоит из следующих этапов:

1) серии импульсов зарождаются в двигательной части коры головного мозга и через нервные окончания участвуют в формировании речи;

2) движение импульсов регулируется таким образом, чтобы по прибытии их в соответствующие участки тела обеспечить их координированную деятельность;

3) часть глотки открывается, дыхательные мышцы вдоха сокращаются, давление в области грудной клетки понижается. Таким образом воздух относительно свободно проникает в легкие;

4) когда в легких наберется воздух в достаточном количестве, весь процесс повторяется в обратном порядке. Мышцы живота и грудной клетки выталкивают воздух обратно через участок звукового канала горла, рта и носа;

5) однако голосовые складки частично закрывают глотку, препятствуя потоку воздуха, его выходу;

6) пластичные голосовые складки начинают вибрировать, когда между ними проходит воздух;

7) эти вибрации расслаивают выходящий поток воздуха, который порывами проходит через звуковой канал;

8) эти порывы приводят в движение воздух в резонаторных полостях рта и носа, формируя звук в звуковом канале;

9) форма, объем, степень открытости резонатора определяет обертонное качество звука, в то время как высота звука зависит от темпа, в котором вибрируют голосовые складки.

В упрощенном виде механизм работы голоса выглядит так:

1) соответствующий импульс попадает в двигательные части головного мозга;

2) импульс побуждает тело совершить вдох и выдох;

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Человек, который поет на лестнице, певцом не будет
Булгаков в юности мечтал о карьере оперного певца, но, объективно оценив собственные природные данные, предпочел "петь на лестнице". Трезвый самоконтроль изменил ему в другом случае. Он стал - волею судеб - оперным либреттистом. ...

Феофан Грек
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальност ...

Философско-эстетическая альтернатива ислама
В процессе длительной борьбы двух основных направлений в исламе — сунизма и шиизма — к победе в официальной, основной церкви пришел наиболее ортодоксальный и нетерпимый ко всяким изменениям сунизм. Это проявилось и в отношении к проблеме ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru