InsideCulture

Интонация как эффективная единица коммуникативистики

Материалы » Интонация как эффективная единица коммуникативистики

Страница 3

3) в процессе дыхания голосовые складки соприкасаются, создавая колебания;

4) колебания вызывают вибрации в дыхательном потоке;

5) вибрации усиливаются резонаторами;

6) в результате артикуляции губ и языка звуки формируются в слова [5, 12].

Естественный голос, как видим, может блокироваться и искажаться физическим напряжением. Психологическое напряжение также изменяет интонационные характеристики, т. е. отражается в субъективных физиологических изменениях, которые поддаются точной диагностике. Психику чрезвычайно сложно «схватить, зафиксировать» [7, 103], как подчеркивает в своих работах К.С. Станиславский, физическую основу контролировать гораздо проще. Таким образом, мы можем полагать, что интонационные параметры голоса являются внешним проявлением внутреннего психобиофизического состояния личности. На наш взгляд, это подтверждает «биопсихологическую концепцию» интонации.

Интонацию можно описать в акустических параметрах, а именно: «частота основного тона (высота голоса), интенсивность звука, длительность». О.В. Филиппова [8] дает следующую классификацию:

- интенсивная группа: «пауза, логическое ударение, интенсивность»;

- частотная группа: «мелодика, диапазонная высота (полоса)»;

- темпоральная группа: «темп эмфатическая долгота»;

- спектральный элемент: «тембр».

Интонация - это индивидуально-психическое образование. Необходимо различать в акте говорения три момента: органическую механику (орган), психическую механику (органист) и подлежащее выражению понятийное и мировоззренческое содержание (композитор) по образному сравнению В. Красных [9, 14]. Интонационные характеристики пронизывают все три акта, являясь одновременно и причиной, и следствием в единстве процесса говорения.

Нами проводится исследование интонационных характеристик речевого акта в различных ситуациях коммуникативно-речевого процесса, под которыми мы понимаем комплекс признаков, характеризующих условия протекания коммуникативно-речевого акта, самих участников коммуникации, их социальные взаимоотношения.

К условиям осуществления коммуникативно-речевого акта относятся: место коммуникативного акта, продолжительность коммуникации по времени, публичность коммуникативной обстановки (число участников коммуникации).

Характеристика участников коммуникации и их взаимоотношений охватывает такие моменты, как социальные и психологические данные, наличие общей апперцепционной базы, официальность/неофициальность отношений, их социальные, профессиональные, возрастные роли.

Отношение участников коммуникации к речи включает в себя степень подготовленности речи, характер осведомленности о предмете речи, наличие или отсутствие оценочного отношения к речи. Перечисленные параметры, характеризующие различные стороны коммуникативной ситуации, взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.

В качестве базы исследования используется аудиобанк голосов аспирантов, молодых преподавателей Ростовского государственного экономического университета (бывшего РИНХа). Банк был составлен в период введения в программу обучения аспирантов курсов «Техника научной речи и ораторское искусство» (1998-2001 гг.), «Технологии коммуникативно-речевого процесса» (2002 г.) курса лекций в «университете педагогического мастерства» для аспирантов и молодых преподавателей. Анализ производился по показателям аудио- и видеобанка респондентов параллельно с физиологическими показателями. Коммуникация происходила в следующих условиях: спокойная непубличная обстановка, публичное выступление перед равно- и неравностатусной аудиторией (перед коллегами, на семинарских занятиях), высоко стрессовая обстановка (защита диссертационного исследования).

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Христианская "полнота" и совершенный мир искусства
Христианство, так же как буддизм, а затем и ислам, создало идеал универсального человеческого поведения и существования; создало хотя иллюзорное, но целостное мировоззрение и мироощущение. Как верно заметил Эрнест Ренан, «христианство, ис ...

Батик
Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенным ...

Трофеи
Кроме того свода правил, который был присущ самому бою, существовали также и те, что относились к представлению военных трофеев и получению за них наград. Так, все отрубленные головы, собранные после сражения, должны были «проходить осмот ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru