InsideCulture

Интонация как эффективная единица коммуникативистики

Материалы » Интонация как эффективная единица коммуникативистики

Страница 4

В задачу статьи не входит подробный анализ данного материала, однако приведем некоторые наблюдения (нижнего уровня «речевого паспорта»). В оценочной карте индивидуальных интонационных характеристик, затрудняющих «легкость» коммуникативного процесса, экспертная группа фиксирует следующие часто встречающиеся негативы:

- проглатывание «звуков», «стяжение» слогов;

- нечеткое произношение согласных;

- форсирование голоса.

Физиологические субъективные измерения (средние показатели трех лаборантов) подтверждают углубление негативных интонационных характеристик, т. е. интонационные характеристики субъекта напрямую зависят от психофизических колебаний. Опытно-экспериментальная работа свидетельствует, что при повышении психологической нагрузки у респондентов явно прослеживается углубление имеющихся недостатков речи.

Наша задача - аргументировать научный подход к расширению коммуникативно-речевой готовности личности в координате измерений интонационных характеристик.

Таким образом, мы стремимся подтвердить положение о том, что интонация выражает коммуникативное намерение субъекта, его отношение к себе и аудитории, к содержанию речи, обстановке, в которой она произносится. В прикладном аспекте можно фиксировать обратный процесс, а именно: целенаправленная работа над голосом в целом, а также над интонационными характеристиками расширяет коммуникативную норму, которая понимается как «выборочная реализация возможностей языкового потенциала,… обеспечивающая наивысшую степень эффективности общения» [10].

Анализ исследований по высшей нервной деятельности поможет разобраться в теории голосообразования, в том, что развитие речевого голоса проходит в скоординированном единстве дыхания, артикуляции, резонирования и является не только следствием работы высшей нервной деятельности, но, возможно, и технической работы над голосообразованием, корректирующий высшую нервную деятельность.

Технологии интонационно-коммуникативных моделей, имеющиеся в исследованиях по театрально-сценической педагогике, которую мы проецируем на комуникативно-речевые процессы, апробируются нами в экспериментальных группах.

Опишем некоторые прикладные практики театрально-сценической педагогики. Так, в театральной теории действий отмечают основные «рычаги наступления». К ним относятся: повышение и усиление голоса в каждой последующей фразе. Сила, громкость голоса не имеет первостепенного значения, внимание аудитории удерживает интонационный «прирост». «Фразы могут произноситься и не очень громко, но так, чтобы каждая последующая звучала сильнее предыдущей» [11, 54].

«Интонационное укрупнение (выделено нами. – Г.М.) создается при растягивании ударных гласных», как правило, подключаются «верхние» и «нижние регистры» [11, 55].

Речевая структура рассматривается нами в ее отвлечении от смысла в целях более полного изучения и понимания ее коммуникативных свойств.

Наше исследование опирается на мысли академика Р.И. Аванесова, который считает, что основной задачей диахронической фонетики является «не описание отдельных явлений, а исследование самой фонетико-фонологической системы в ее становлении и в ее изменении» [12, 12].

В заключение отметим, что интонация – это нормативная единица коммуникации, которая, по нашему мнению, может являться оценкой коммуникативной эффективности, а также средством ее воплощения. Глубокое изучение интонационных процессов, механизмов их функционирования предоставляет возможность создания интенсивных прикладных программ обучения с использованием знаний и умений» по интологии, расширяя сферы применения высоких технологий в области профессиональной коммуникативистики.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекомендуемые статьи:

Отсутствие приемлемого публичного лица
Если в силу пиара какая-то часть общества еще верит, и верят, прежде всего, сами заказчики, которым просто не остается ничего другого, то в его честность и респектабельность не верит никто. С общественно-нравственной точки зрения пиар, бе ...

Проблемы развития культуры на рубеже тысячелетий в современной России
Культура как явление сложное и многогранное связано множеством нитей с современным историческим процессом. Именно в ней наиболее ясно высвечиваются все противоречия и сложности развития общества. Поэтому анализ тенденций развития культуры ...

«Проводы Масленицы»
«Проводы Масленицы» устраивались, как правило, в последний день масленичной недели, т.е. в воскресенье вечером. Этот обряд символизировал изгнание зимы и встречу лета; с него уже начиналась интенсивная подготовка к страдной поре, заключав ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru