InsideCulture

Финский национальный балет

Материалы » Балет и современный танец в Финляндии » Финский национальный балет

Первые десятилетия 20 века заложили основу финской танцевальной школы. Этому способствовали, в том числе, гастроли зарубежных танцовщиков. В 1906-1917 годах артисты русского балета приезжали на гастроли в Хельсинки около десяти раз. Весной 1908 года радушный прием финской интеллигенции получила Айседора Дункан. Первые финские танцоры Мэгги Грипенберг и Тойво Нисканен дебютировали с концертами в 1911 году.

Осенью 1921 года при Финской опере была создана балетная труппа, первой постановкой которой в январе 1922 года стало Лебединое озеро. Финский балет обязан своим появлением тогдашнему директору Финской оперы Эдварду Фацеру, который до прихода на этот пост управлял концертным бюро «Фацер» в Хельсинки. С тех пор у него сохранились тесные связи с Россией и балетом Мариинского театра. Именно под руководством Фацера труппа, составленная из артистов Мариинского театра, включавшая, в частности, прима-балерину Анну Павлову, совершила в 1908-1910 годах поездку по странам Северной и Центральной Европы.

Русское влияние чувствовалось и в репертуаре финского балета. В течение первых сорока лет (1922-1962) балетмейстерами работали по очереди Георг Ге, который учился балету в Петербурге у Николая Лега, и Александер Сакселин, окончивший Императорскую балетную школу. Репертуар труппы состоял из произведений Мариуса Петипа и Льва Иванова, а также из русских версий романтического балета, которые Сакселин и Ге обрабатывали с учетом потребностей небольшой балетной труппы. Также в Хельсинки увидели свет несколько финских версий произведений, входивших в репертуар Русского балета Дягилева. В 1931 году впервые был поставлен балет на музыку финского композитора. Он назывался «Голубая жемчужина». Хореографом был Георг Ге, автором музыки —Эркки Мелартин.

После второй мировой войны популярность балета возрастала, а профессиональное мастерство танцовщиков повышалось. Это было обусловлено тем, что в Национальной опере работали педагоги из Советского Союза. В репертуар труппы вошли советские произведения, а на выступлениях гастролировали русские исполнители. Связи финского балета с русским оставались тесными вплоть до 90-х годов. Западные артисты тоже активно работали в Финляндии, например, шведка Биргит Куллберг была хореографом-визитером в 1952 году. Здесь она поставила свою современную балетную драму «Фрёкен Юлия». В 50-х годах в репертуаре балета появилось больше отечественных постановок.

«Эхо» Каролин Карлсон (1976) стало первым «выразителем современных тенденций» финского национального балета. Вторым значительным произведением было «Семеро братьев» Марьйо Кууселы (1980), по мотивам произведения писателя Алексиса Киви. «Семеро Братьев» стал классикой современного финского балета, постановка имела успех как внутри страны, так и за рубежом. В начале 1980-х годов в репертуар вошли произведения, в частности, Иржи Килиана, Матса Эка, Роберта Норта и Руди ван Данцига.

В 1992-2001 годах в репертуаре появилось много трактовок известных классических балетов, созданных для Парижской оперы. К ним относились, в частности, трактовка Владимира Бурмейстера «Лебединого озера» и версии «Щелкунчика» и «Спящей красавицы» в исполнении Рудольфа Нуреева. Сильви Гиллем создала для балета свою версию «Жизели» (2000). Кроме того, в это время создавались постановки на финские национальные сюжеты и новые интерпретации известных тем, таких как «Петрушка».

Рекомендуемые статьи:

Предания и легенды
Предание - то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени. "Преданья старины глубокой ." - так говорит А.С. Пушкин о событиях, описанных в "Руслане и Людмиле". Слово ...

Критское и микенское строительное искусство
Крит был богатой морской державой, на территории которой строились трехэтажные жилые дома и дворцы (как, например, дворец царя Миноса в Кноссе, рис. 1), но отсутствовали (в силу могущества) оборонительные сооружения в городах. Новый расц ...

Киклические поэмы
Гомер и Гесиод не были единственными создателями эпических поэм. Были еще и поэмы, которые, собранные в единое целое, охватывали мифологическое событие от начала до конца. Еще в античности они были названы киклическими (гр. ‘кюклос’ - ‘кр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru