InsideCulture

Толерантность общественного сознания: кросскультурный анализ российских и американских ценностей

Материалы » Толерантность общественного сознания: кросскультурный анализ российских и американских ценностей

Страница 3

Среди других универсальных норм - признание естественности культурного, расового, религиозного, этнического плюрализма вплоть до плюрализма сексуальной ориентации.

Подлинно универсальной формулой жизненного стиля является искренняя вера американцев в восходящую социальную мобильность. Поэтому, какие бы тяжелые объективные условия не сложились, вплоть до обретения статуса безработного, американцы источник беды, как правило, усматривают не в ухудшающихся реалиях, не в несовершенстве экономических и социальных структур, а в недостаточной своей социальной активности и обычно проявляют реальную социальную мобильность как в плане физического - перемены места жительства, так и особенно в плане образования. По данным на 1995 г. системой взрослого образования были охвачено 189.543.000 американцев при населении чуть больше 270 млн., а в сфере высшего образования задействовано более 15 млн. учащихся, которые учатся в более чем 3700 высших учебных заведениях. Образование создает предпосылки для восходящей социальной мобильности. При этом вера в неЈ вместе с тем основывается на рациональных ограничениях типа того, что есть сферы не для меня, что проявляется и в малом, и в большом. Например, пожарная служба - та сфера деятельности, которая традиционно закреплена за ирландцами. Есть районы, в которых живут богатые, независимо от расовой или этнической принадлежности. Но есть районы проживания практически только для белых богатых (респектабельные кварталы г. Бостона).

Особая роль в поддержании толерантной субъективной реальности, как мне представляется, принадлежит системам смысла относящимся к корпоративной практике и этике. Так, высоко ценится участие студентов в командных видах спорта, что осуществляется в целях поддержания престижа "университетского духа". Фотографии спортивных команд, начиная с 30-х годов, висят на видных местах. Это имеет и сугубо прагматический смысл - выпускники университетов направляют зачастую весьма большие пожертвования, как на университет в целом, так и целевым назначением на развитие тех видов спорта, которыми они занимались. Широко распространена практика командно-групповой подготовки студентов к практическим занятиям. Во всех библиотеках элитных университетов есть специально отведенные места для таких занятий - дискуссий, деловых игр, которые, кстати, как правило, проводятся под патронажем преподавателей, осуществляющих реальную консультативную работу во внеаудиторное время. Такие занятия, с одной стороны, позволяют проявить индивидуальные способности каждого, а с другой - формируют на микроуровне объединяющие коллективные цели, практики, которые предполагают и развитие индивидуального ценностно-ориентированного образа деятельности через соревнование, и солидарные действия, и совместную ответственность, что, конечно же, прямо работает на формирование толерантного сознания, столь необходимого для будущей профессиональной деятельности. Только посредством толерантности индивиды могут еЈ успешно выполнять в контексте культурного и ценностного плюрализма. Кстати, Дж. Александер в упоминавшейся книге "Неофункционализм и после него" прямо замечает, что соревнование, предполагающее рациональный выбор (это делает его принципиально отличным от соревнования советского типа) способствует социальному равновесию, которое может быть достигнуто несмотря на неравенство власти.

В последние годы в США были проведены исследования, в которых прямо ставилась задача изучения солидарности и толерантности в контексте ряда независимых переменных. К весьма любопытным результатам пришли профессора Дж. Холл и С. Линдхолм в книге "Америка раскалывается?" Отметим некоторые из них, на наш взгляд, наиболее интересных.

Во-первых, солидарность наиболее сильно проявляется у американцев в возрасте между 30 и 49 годами и резко снижается, как у более молодых людей, так и у людей старше 50 лет.

Во-вторых, выявлена прямая зависимость между образованием и солидарностью: чем выше образование, тем больше солидарность.

В-третьих, не подтвердилась гипотеза о том, что в социальной группе, подвергающейся дискриминации, солидарность увеличивается по мере нарастания того или иного дискриминационного давления.

ЕщЈ один любопытный вывод: по результатам социологических исследований, американцы, на вопрос, как Вы лично относитесь к лицам другой расы, религии, этничности, сексуальной ориентации, выявили более высокую степень толерантности, чем при ответе на вопрос, как, согласно Вашим предположениям, к этим же лицам относятся Ваши коллеги и друзья, полагая, что последние менее толерантны, чем они сами. То есть, опрошенные выявили высокую степень собственной толерантности при сомнении в таковой со стороны представителей их социальной группы. Эти данные свидетельствуют, что американцы испытывают личную озабоченность относительно этой характеристики своего общества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемые статьи:

Специальность «Связи с общественностью»: проблемы терминологии и профессиональной подготовки
Что такое «паблик рилейшнз», большинство из нас, в основном, узнали из книжицы Сэма Блэка, изданной в 1990 году. Один из наших соотечественников написал недавно в брошюре весьма герметичную фразу: «В СССР PR, как и секса, не было». (Здесь ...

Жизнь древнего Рима: женщины
Мы говорили уже, что братья и сестры росли вместе, и эта совместная жизнь продолжалась и тогда, когда дети менее состоятельных классов отправлялись (мальчики и девочки вместе) в начальную школу, а в богатых семьях садились вместе за азбук ...

И.А.Гончаров и храм св. великомученика Пантелеимона
До сих пор мало известна религиозная сторона жизни автора "Обломова" Ивана Александровича Гончарова. В особенности – степень воцерковленности писателя. В драматической "автобиографии" под названием "Необыкновенная ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru