InsideCulture

Толерантность общественного сознания: кросскультурный анализ российских и американских ценностей

Материалы » Толерантность общественного сознания: кросскультурный анализ российских и американских ценностей

Страница 4

Есть ли возможность целенаправленно влиять на характер толерантного сознания общества? Предпринимаются ли конкретные действия в этом направлении? Американский опыт свидетельствует, что да.

Выше было сказано, что одним из значимых факторов солидарности и толерантности является образование. Приведем конкретные данные по высшему образованию. Белых студентов во всех высших учебных заведениях обучается 12.442.000, а белых жителей Америки 223.001.000 (1998 г.). То есть 5.57% белого населения учатся в вузах. Черных жителей Америки - 34.431.000, а черных студентов - 1.903.000, что составляет 5.52% черного населения. Разница, как видно, составляет всего 0.05% в пользу белого населения. В процессе общения автора с университетской профессурой выяснилось, что это результат целенаправленной политики дискриминации наоборот. Представители самых элитных вузов и не скрывают, что они создают необыкновенные привилегии для социальных групп, прежде подвергавшихся дискриминации. Американские индейцы принимаются в университеты практически по формальным показателям, и все они учатся бесплатно. Негры и испано-говорящие также имеют неординарные преимущества, многие из них, проходящие по квоте спортсменов, составляют по неофициальным данным 20-25%. Влияет ли эта политика на качество образования? Да, влияет, и американские профессора университетов прямо говорили, что ряд выпускников плохо подготовлены к деятельности по профессии. Однако подобная политика, несомненно, способствует формированию субъективной реальности с высокой степенью толерантности общественного сознания. На это же работает практика школьных автобусов, предполагающая перевозу черных детей для обучения в школах, расположенных в районах проживания белого населения. Аналогично белые дети перевозятся для совместного обучения с черными детьми. Можно привести и другие факты подобного толка. И за все это, разумеется, надо платить. Так что целенаправленное поддержание толерантности американцам стоит дорого.

В заключении сделаем некоторые выводы, которые сформулируем в виде гипотез, имея в виду, что они не претендуют на завершенные соображения.

Во-первых, не просматривается рельефно выраженная тенденция, согласно которой конкретной культуре или культурам свойственна высокая степень толерантного сознания, а другим нет. Поэтому прямое заимствование тех или иных конкретных ценностей из американского общества не может способствовать утверждению толерантности в российской ментальности.

Во-вторых, при всем том, что на формирование и поддержание толерантности влияют несколько независимых переменных, доминирующим объективным фактором, по моему мнению, является способность общества предоставлять своим членам функциональные альтернативы, то есть предоставлять выбор из целого ряда совокупностей социальных возможностей, включая функциональные альтернативы в сфере труда, стиля жизни, отдыха, организации семейной жизни. Есть функциональные альтернативы и в плане религиозной принадлежности. Причем, по наблюдениям автора, принадлежность индивида к конкретной церкви важна для него не только в плане собственно веры, но и в плане обретения функциональных альтернатив общения и особенно альтернатив, связанных с карьерным ростом.

В-третьих, в разных социокультурных системах функциональные альтернативы могут быть весьма различны для мужского и женского населения. Этот вывод, на наш взгляд, позволяет объяснить тот факт, почему из российских иммигрантов в США женщины лучше адаптируются, успешнее делают карьеру в сравнение с мужчинами. Существующая практика дискриминации наоборот предоставляет женщинам изначально несколько больше функциональных альтернатив. Кроме того, у них, как правило, более толерантный габитус, они готовы понижать планку требований при устройстве на работу, более предрасположены к командной работе без завышенных претензий на лидерство, что ещЈ увеличивает количество потенциальных функциональных альтернатив.

Среди российских иммигрантов мужчин, конечно, есть, по выражение П. Бергера, виртуозы плюрализма, которые добиваются успеха. Но таких мало. Кроме того, отсутствие высоких стандартов честности, стремление получить блага как можно быстрее и любой ценой весьма часто приводит либо к краху их начинаний, либо к ограничению деятельности среди русскоязычного населения. Отсюда распространение турфирм исключительно для российских иммигрантов, страховых агентств с декларированием лучших условий по сравнению с американскими, но при этом увеличивается риск получения страховки вообще. Распространены курсы английского языка для русскоговорящих, на которых-де используются "новейшие методики" и задействованы "квалифицированные преподаватели" из лучших университетов, но на самом деле занятия там зачастую ведут случайные люди. Такой бизнес по ряду причин, разумеется, имеет ограниченную функциональность. Во многих же случаях мужчины вовсе не могут как-либо адаптироваться. Мешает габитус со значительными компонентами партикулярной функциональности, жестких жизненных ориентации, унаследованных от традиционного общества, габитус не ориентированный на социальную мобильность и универсальную функциональность. Начинается зависть к успехам собственной жены, зачастую следует развод.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемые статьи:

Дом И.Г. Чернышева
1762-1768 гг., арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот; 1839-1844 гг., арх. А. И. Штакеншнейдер; 1907-1908 гг., зал заседаний Госсовета - арх. Л. Н. Бенуа, М. М. Пе-ретяткович, Л. Л. Шретер. Памятник эклектического стиля. При строительстве дворца Штак ...

Христианская "полнота" и совершенный мир искусства
Христианство, так же как буддизм, а затем и ислам, создало идеал универсального человеческого поведения и существования; создало хотя иллюзорное, но целостное мировоззрение и мироощущение. Как верно заметил Эрнест Ренан, «христианство, ис ...

Чем жесток жестокий романс
В жестоком романсе ярко проявляются особенности "третьей" культуры. В нем можно обнаружить и сходство, и различия, как с фольклором, так и с литературой. В жестоких романсах встречаются такие фольклорные образы, как "ягода ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru