InsideCulture

Античные воззрения на мир

Материалы » Античные воззрения на мир

Страница 3

К тому времени, как создаются « Илиада » и « Одиссея » античный философ и историк Гесиод создает « Теогонию » - систему мифов, которые дают представление о его начале, его периодах, законах, то есть своего рода первые научные знания о мире. Поэмы Гомера - становятся некоторым кодексом морали и нравственности на многие века вперед. Поведение героев Гомера стали каноном для всех греков (если хочешь, чтоб о твоих деяниях сохранилась память в песне - будь как мудрые и доблестные гомеровские герои). В поэмах Гомера воспевается доброта и человечность, только благодаря которым побеждают герои. Поэмы становятся не только каноном поведения, а также источником знаний о мире. Но эти знания проистекают не из космогонии (историй о сотворении мира и богов), а из общечеловеческой морали.

Призыв к доброте, осуждение жестокости, справедливость, которую должны блюсти люди, живя во взаимной любви, будучи кроткими, приветливыми и благодушными, - основа поэм Гомера.

Понятие «космос» - это понятие о мире, которое возникло в период ранней античности. Космос - это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее хаосу упорядоченностью и красотой. Понимание великой гармоничной сложной и слаженной системы мира преобразовалось в желание свой мир, общественное устройство, уподобить этому великому порядку и именно этим путем достигнуть того же совершенства и величия космоса, чтобы остаться в вечности.

Продолжением космоса, его иерархии, которая представлялась человеку от разницы и меры проявления различных сил природы, он сделал устройство государственности. Законы, устанавливаемые в государстве, были подобны тому союзу различных сил природы, которые, как представлялось человеку, имели свои области воздействия на мир и людей, имели границы своих действий, подчиняясь самому могущественному и мудрому. Правитель государства всегда воспринимался наместником или одной из ипостасей, образов верховного бога. Именно поэтому власть правителя всегда считалась как данная свыше. Он - как одно из проявлений верховного бога, был проводником божественной силы. Правитель мира и правитель людей, как и миры большой и малый - космос и государство, были одновременно слиты, так как один являлся продолжением другого, и разделены, так как это единство нуждалось в его подтверждении и удерживалось государственными законами.

Параллельно с формированием государственности в ранний период античности стала полным ходом складываться другая сторона культуры, которые мы ныне называем цивилизацией. Культура и цивилизация - это понятия, на первый взгляд, одного порядка, но разница их ощутима. Она заключается в том, что культура в более узком представлении воспринимается как все области деятельности человека, существующие вне материального бытового применения, то есть не направленные на комфортность условий жизни и труда, познание мира для утверждения в нем своих законов. Она имеет чисто эстетический характер, включает в себя исключительно различные области искусство и другой творческой деятельности. А цивилизация - это тоже область деятельности, но направленная на комфорт и на познание, которое человек намеревается использовать в целях утверждения своего господства на земле. Иными словами, цивилизация, в отличие от культуры, несет в себе все практические стороны деятельности человечества. Такого разделения первоначально не существовало, оно сформировалось лишь впоследствии, когда возникло разделение языков искусства и науки, вавилонская башня которых распалась, потеряв связующий первоначальный смысл своего существования.

Культура, в своих ранних стадиях становления, считалась материальной и направленной на улучшений условий труда и комфорт человека, одновременно с этим она была призвана давать представление о мире и его красоте, приобщать к ней. На найденных археологами предметов быта мы видим орнаменты, в которых угадываются неведомые растения и животные. Бытовые предметы и приспособления для облегчения труда не ограничивались простой функциональностью, они призваны были рассказывать человеку о мире. Впоследствии, с одной стороны, творчество человека, определенное религиозными воззрениями, развивалось только как попытка отразить свое мировосприятие окружающего мира, с другой - как развитие концепций существования космоса, создание различных систем знаний, способствующих этому.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Усадьба Николая Бидлоо: первый голландский сад в Москве
Николаас Бидлоо - голландский врач и анатом, лейб-медик Петра и директор первого московского госпиталя - личность хорошо знакомая прежде всего историкам русской медицины. Он был одним из многих иностранцев, приехавших в Россию в начале XV ...

Московская школа иконописи
Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы &quo ...

Виртуальная реальность
Впрочем, и новая элитарная, и массовая культуры являются лишь частью фундаментального проекта «новой жизни» — новой виртуальной компьютерной империи, называемой еще и Книгой Книг. «Книга Книг — это попытка деконструкции тех понятий и теор ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru