InsideCulture

Усадьбы Гатчинского района

Материалы » Усадьбы Гатчинского района

Страница 2

Крохотной была и усадьба, устроенная в полукилометре от деревни, на берегу реки Оредежи. Скорее всего, постройки были деревянными, в зеленой зоне было сделано несколько аллей, без которых вообще невозможно представить ни одну русскую усадьбу.

Сам К. Ф. Рылеев после смерти матери был владельцем Батова чуть больше года. В 1827 году его вдова Наталья Михайловна продала имение, сменившее потом немало владельцев [5]. Они усадьбу не расширяли, а лес продавали. Новый этап наступил в 1868 году, когда имение перешло к Марии Фердинандовне Набоковой, бабушке писателя [б]. Она полностью переустроила усадьбу, выстроила новый деревянный господский дом и многочисленные службы. Деревянными были дом садовника, контора, каретник, ледники, молочная, а каменными - скотный двор и людская. В своем заявлении в банк на предмет залога она писала: «. . . Я произвела в имении большие и ценные постройки, улучшила условия хозяйства, произвела таксацию леса .»

Ссуда и залог имения положения не спасли, и в 1913 году М. Ф. Набоковой пришлось продать его акционерному обществу «Строитель». Тогда и был сделан план усадьбы. Вдоль нее, параллельно реке Оредежи шла дорога, ведущая в деревню. По другую сторону дороги общество устроило лесопильный завод, благо лесной участок был еще довольно значительным.

До нашего времени в разрушенном состоянии дошли только каменные постройки - скотный двор и людская. На месте усадебного дома М. Ф. Набоковой (скорее всего, сменившего старый, рылеевский) сейчас возвышается мемориал в память поэта-революционера. А там, где был лесопильный завод, ныне разместилась птицефабрика, огражденная со стороны дороги сплошным забором. С запада и востока бывшую усадьбу теснят жилые дома и огороды рабочих фабрики. Перспектива открыта только на севере. Там, с высокого крутого берега реки Оредежи открывается вид на заречные ландшафты, что как бы расширяет границы парка. От него осталась система взаимопересекающихся липовых аллей с деревьями 160-летнего возраста.

Прекрасное расположение участка, наличие зеленой зоны, связь бывшей усадьбы с именами К. Ф. Рылеева и В. В. Набокова требуют более пристального внимания к ее остаткам.

В. В. Набоков в своих произведениях часто вспоминает то Рождествено, то Батово. Там он часто бывал - ведь они принадлежали его дедушкам и бабушкам: первое по материнской линии, второе - по отцовской. Но основную часть летнего времени он проводил в усадьбе своих родителей - Выре.

История имения не проста. Оно включало в себя десять деревень и было первоначально пожаловано, как и деревня Батово, П. Ф. Малютину. В 1835 году он продал его М. Ф. Донауровой. К тому времени здесь числятся не только деревни, но и мыза, «при оной . управитель, конторщик, медноплющильный и лесопильный заводы и мукомольная мельница». Значит, там было вполне благоустроенное хозяйство.

С середины века имение начинают распродавать по частям. Большую территорию приобрела М. А. Любощинская, а медноплющильный завод у деревни Дамище - купец И. Ф. Чикин, по имени которого сейчас и называется это место (Чикино). В конце XIX века М. А. Любощинская продала большую часть земель купцам, а малый участок с бывшей усадьбой купили Рукавишниковы (владельцы Рождествена) в приданое своей дочери Елене Ивановне, которая вышла замуж за В. Д. Набокова, известного политического деятеля кадетской партии. Их сын и стал впоследствии известным писателем.

Е. И. Набокова создала новую усадьбу Выра, что подтверждает возраст деревьев – 80-90 лет. Но сохранившиеся фрагменты парковых сооружений и насаждений, аллеи дубов, остатки рощ, куртины дубов, лип, елей, участки полян растворились сегодня среди естественного массива и посадок последних десятилетий. На западной границе новой усадьбы видны и остатки старинной, начала XIX века. Это каскад прудов, пни очень старых деревьев и искусственная насыпная гора - Парнас, откуда открывались виды на усадьбу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуемые статьи:

Там, где «может быть»
Отношение к государю в России всегда разворачивалось в плоскости «Я люблю государя» и «Я не люблю государя». Тот, кого не любят, тем самым полностью удаляется из сложной системы символических связей. Это акт символической смерти индивидуу ...

Аллегория
В той или иной мере искусство — всегда иносказание. Один из способов иносказания в искусстве, очень экономный и ёмкий, — это аллегория. В роли символа выступает единичное (знак, свойство, предмет, явление, действие). Аллегория в отличие ...

Концепция творческого развития Большого театра России на 2004-2010 годы
Большой театр всегда был и остается одним из основных символов величия нашего государства и его культуры. Большой театр может соответствовать этому званию только при условии постоянного и быстрого художественного роста, базирующегося на и ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru