InsideCulture

Усадьбы Гатчинского района

Материалы » Усадьбы Гатчинского района

Страница 3

Территория, несомненно, нуждается в благоустройстве и объединении всех разрозненных компонентов в единую планировочную и объемно-пространственную композицию,

Пешеходный путь из Выры в Рождествено, проделанный им не раз, В. В. Набоков подробно описал в своих произведениях [7].

Из обширного некогда имения Выра М. А. Любощинская оставила себе лишь живописный участок, получивший название Песчанка. Трудно сказать, была ли здесь усадьба в полном понимании этого слова - скорее, просто дача. В описании 1905 года так и сказано: « . Неподалеку от деревни Выра находится красивое дачное место Песчанка .» Расположенное в излучине реки Оредежи, оно сейчас представляет естественную сосновую рощу с небольшими участками березы и ели. Среди 100-150-летних деревьев расположились современные корпуса дома отдыха. Выгодное положение на сухом, возвышенном месте, целебный воздух, живописность крутого берега реки делают эту территорию очень ценной. Однако экологическая уязвимость песчаных почв требует постоянного профессионального наблюдения.

Из всех усадеб Гатчинского района наибольшее внимание в современной литературе уделено Дружноселью [8]. Авторы публикаций, повторяя сведения из описания уезда 1905 года, упорно связывают создание усадьбы с именем героя Отечественной войны 1812 года Петра Христиановича Витгенштейна, которому имение якобы было подарено благодарными жителями Петербурга.

На самом деле история создания усадьбы и имения в целом несколько сложнее. В 1796 году Павел I пожаловал шесть деревень из Дворцовой Рождественской волости учительницам Воспитательного дома Общества благородных девиц сестрам Зельберейзен. Деревни Кемско и Изори они вскоре продали, а две другие - Выгоря и Ракитна - назвали по своим именам - Елизаветгоф и Каролингоф. На их стыке владелицы создали небольшую общую усадьбу, которая и получила соответствующее название - Дружноселье. Это поместье до 1838 года принадлежало Елизавете Ивановне Зельберейзен.

Владельцем двух других деревень - Лампова и Большева - стал П. X. Витгенштейн. Сам ли он их купил, или они действительно были ему подарены, нам, к сожалению, документально установить не удалось. В 1829 году фельдмаршал вышел в отставку и поселился на Украине в своем родовом имении, и к этому времени, по архивным данным за ним в Царскосельском уезде числятся только названные деревни, которые затем перешли во владение его сына Льва Петровича. И вот через девять лет, в документах 1838 года, за ним записан также «при мызе лесопильный завод». Значит мыза (усадьба) в его владениях и была создана в период от 1829 до 1838 года. Ее устроили неподалеку от деревни Большевой. Исторический план 1850-х годов показывает, что она состояла из двух принципиально различных по планировке частей. Это произошло потому, что и создавались они не одновременно.

Сначала Л. П. Внтгенштейн создал небольшую усадебку с деревянным господским домом и каменными службами, за которыми расположились оранжереи, теплицы и небольшой парк, в планировке которого видны черты регулярности. После смерти жены Стефании, урожденной Радзивилл, последовавшей в 1832 году, он заказал архитектору А. П. Брюллову проект костела-усыпальницы. Судя по чертежам, зодчий воспринял задание шире и спланировал около костела и богадельни английский пейзажный парк с извилистыми дорожками. Вся эта территория вписалась в овал неправильной формы. Новая часть была искусно соединена с прежней в единое гармоничное целое системой аллей, искусственных прудов и проток. Обе они смыкались на кольцевом пруде с островком в центре, где стояла беседка. В результате получилась оригинальная планировке - замечательный образец русского усадебного садово - паркового искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуемые статьи:

Литературные пристрастия В.В.Верещагина
Выдающийся художник В.В.Верещагин был весьма внимательным и пристрастным читателем современной литературы. Он следил за журнальными новинками. Как и во всех других отношениях, имел чёткое мнение о художественных достоинств тех или иных ав ...

Иконостас
Иконостас в его развитом виде - форма относительно поздняя. Византия, приобщившая Русь к христианству, вообще не знала высокой, украшенной резьбой и позолотой стены из икон, отделяющей восточную часть храма. Там существовали низкие алтарн ...

Ритуалы, связанные с молодежью
Катания на санях и с гор, а также ритуальные гостевания в определенные дни являлись важной частью обрядов, связанных с темой семейно-брачных отношений и направленных на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себ ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru