InsideCulture

Усадьбы Гатчинского района

Материалы » Усадьбы Гатчинского района

Страница 4

Лишь после 1838 года Л. П. Витгенштейн значительно расширил имение, приобретя владения, пожалованные в 1796 году учительнице Воспитательного дома А. Ф. Рошток и владения сестер Зельберейзен. Бывшие Елизаветгоф и Каролингоф он превратил в село Дружноселье, в котором постепенно полностью растворилась первоначальная усадьба. То же название получило и все, теперь уже огромное, имение. Потомки Витгенштейна владели им до 1917 года. Последний из них создал на этой территории два дачных поселка - «Новое Дружноселье» и «Княжеская долина».

Историческая планировка усадьбы Витгенштейнов прослеживается и сегодня. Основу хорошо сохранившихся насаждений составляют лиственница, дуб, ель в возрасте 150 лет, два пруда соединяет пересекающая парк протока. Лучевые и изогнутые аллеи мощных лиственниц и дубов производят величественное впечатление. Хорошо сохранились и постройки - костел, богадельня (в здании которой и располагается санаторий), деревянный усадебный дом, каменные хозяйственные службы, объединенные в каре, оранжерея и мостики. Но художественный облик усадьбы искажают многочисленные мелкие подсобные и жилые постройки санатория, разместившиеся в пейзажной части парка; состоянию посадок вредит проезд транспорта по северной аллее, спуск сточных вод в парковую водную систему, нарушение дренажа в юго-западной части и разрастание самосева. Чтобы вернуть парку усадьбы былую красоту, необходимо срочно заняться его расчисткой, восстановлением водной системы и обязательно выселить хозяйство санатория за пределы исторического комплекса.

Значительный интерес в Гатчинском районе представляет Белогорка. Усадьба была устроена на землях деревни Новой Сиверской, пожалованной в 1796 году, как и ряд других, П. Ф. Малютину. Уже через два года он продал ее Ф. Ф. Белю [9], которому и принадлежит честь создания усадьбы. По историческому плану 1870-х годов видно, что она протянулась тогда вдоль берега реки Оредежи на довольно значительное расстояние. Центр составлял господский дом, по сторонам которого раскинулся пейзажный парк с сетью извивающихся дорожек.

Наследники Ф. Ф. Беля, как и последующие владельцы [10], ничего в ней не меняли. Лишь в 1910-х годах здесь по проекту архитектора В. П. Тавлинова был выстроен дворец в стиле модерн (якобы для купца Елисеева), вписавшийся в старинный парк. Сейчас же дворец и сформировавшийся около него поселок из современных домов использует НПО «Белогорка» (отделение ВАСХНИЛ по нечерноземной зоне РСФСР), так же как и часть парка. В нем сохранились липы, дубы, березы, пихты и ели 90-150-летнего возраста. С севера парк ограничен подпорной стеной, зигзагообразной в плане. С нее открываются великолепные виды на разлив реки Оредежи, плотину и лесистые склоны противоположного берега. Сохранившиеся насаждения органично сочетаются с архитектурой дворца, подчеркивая его красоту. На юге парк огражден кованой металлической решеткой, установленной между каменными столбами.

Общее невнимание к историческим усадебным комплексам нашей области привело к упадку садово-парковой культуры. Здесь оно выразилось в том, что даже академическая организация, имеющая прямое отношение к природе, позволила себе захламить парк хаотически разбросанными оранжерейными постройками, провести открытый трубопровод, засеять молодыми посадками (которые, кстати, уже значительно разрослись) большую поляну перед дворцом. А ведь она была задумана специально, чтобы открыть вид на строение со стороны въезда. Это нарушило объемно-пространственное решение этой части усадебного ансамбля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуемые статьи:

Фридрих Ницше в русской художественной культуре
Имя Ницше в связи с русским искусством ХХ века - один из тех, до недавнего времени тайных, но чрезвычайно важных, даже определяющих кодов, при помощи которых устанавливается подлинная, а не сочиненная связь времен. Сейчас уже бесспорно, ч ...

Деятели науки и искусства
Собственно науку в этой группе представляет один лишь Ломоносов. Его черно-белый портрет анфас помещен над текстом, озаглавленным "Михаил Васильевич Ломоносов", авторы ни портрета ни текста не указаны. Рассказывается в тексте о ...

Гипербола в искусстве
Один из способов создания художественного образа — это гипербола, то есть преувеличение. Гипербола очень часто использовалась в устном народном творчестве: сказках, былинах, песнях. Так в былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник&q ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru