Усадьбы Гатчинского района
Лишь после 1838 года Л. П. Витгенштейн значительно расширил имение, приобретя владения, пожалованные в 1796 году учительнице Воспитательного дома А. Ф. Рошток и владения сестер Зельберейзен. Бывшие Елизаветгоф и Каролингоф он превратил в село Дружноселье, в котором постепенно полностью растворилась первоначальная усадьба. То же название получило и все, теперь уже огромное, имение. Потомки Витгенштейна владели им до 1917 года. Последний из них создал на этой территории два дачных поселка - «Новое Дружноселье» и «Княжеская долина».
Историческая планировка усадьбы Витгенштейнов прослеживается и сегодня. Основу хорошо сохранившихся насаждений составляют лиственница, дуб, ель в возрасте 150 лет, два пруда соединяет пересекающая парк протока. Лучевые и изогнутые аллеи мощных лиственниц и дубов производят величественное впечатление. Хорошо сохранились и постройки - костел, богадельня (в здании которой и располагается санаторий), деревянный усадебный дом, каменные хозяйственные службы, объединенные в каре, оранжерея и мостики. Но художественный облик усадьбы искажают многочисленные мелкие подсобные и жилые постройки санатория, разместившиеся в пейзажной части парка; состоянию посадок вредит проезд транспорта по северной аллее, спуск сточных вод в парковую водную систему, нарушение дренажа в юго-западной части и разрастание самосева. Чтобы вернуть парку усадьбы былую красоту, необходимо срочно заняться его расчисткой, восстановлением водной системы и обязательно выселить хозяйство санатория за пределы исторического комплекса.
Значительный интерес в Гатчинском районе представляет Белогорка. Усадьба была устроена на землях деревни Новой Сиверской, пожалованной в 1796 году, как и ряд других, П. Ф. Малютину. Уже через два года он продал ее Ф. Ф. Белю [9], которому и принадлежит честь создания усадьбы. По историческому плану 1870-х годов видно, что она протянулась тогда вдоль берега реки Оредежи на довольно значительное расстояние. Центр составлял господский дом, по сторонам которого раскинулся пейзажный парк с сетью извивающихся дорожек.
Наследники Ф. Ф. Беля, как и последующие владельцы [10], ничего в ней не меняли. Лишь в 1910-х годах здесь по проекту архитектора В. П. Тавлинова был выстроен дворец в стиле модерн (якобы для купца Елисеева), вписавшийся в старинный парк. Сейчас же дворец и сформировавшийся около него поселок из современных домов использует НПО «Белогорка» (отделение ВАСХНИЛ по нечерноземной зоне РСФСР), так же как и часть парка. В нем сохранились липы, дубы, березы, пихты и ели 90-150-летнего возраста. С севера парк ограничен подпорной стеной, зигзагообразной в плане. С нее открываются великолепные виды на разлив реки Оредежи, плотину и лесистые склоны противоположного берега. Сохранившиеся насаждения органично сочетаются с архитектурой дворца, подчеркивая его красоту. На юге парк огражден кованой металлической решеткой, установленной между каменными столбами.
Общее невнимание к историческим усадебным комплексам нашей области привело к упадку садово-парковой культуры. Здесь оно выразилось в том, что даже академическая организация, имеющая прямое отношение к природе, позволила себе захламить парк хаотически разбросанными оранжерейными постройками, провести открытый трубопровод, засеять молодыми посадками (которые, кстати, уже значительно разрослись) большую поляну перед дворцом. А ведь она была задумана специально, чтобы открыть вид на строение со стороны въезда. Это нарушило объемно-пространственное решение этой части усадебного ансамбля.
Рекомендуемые статьи:
Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее сокровища, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном и ...
Пиндар: вера в благородное сословие
Из атмосферы жесткой борьбы за общественное положение, которая разыгрывалась не только в маленькой Мегаре, Пиндар возводит нас на героическую вершину невозмутимой, гордой, ничем не замутненной жизни древнегреческого благородного сословия. ...
Пермогорская роспись
Пермогорская роспись включает в себя работы мастеров нескольких деревень в районе пристани Пермогорье. Роспись выполнялась на белом фоне. Растительный узор обрамляет бытовые сюжеты. Лилия (Крин) составляет основу узора: распускающийся рос ...