InsideCulture

Усадьбы Ломоносовского района

Материалы » Усадьбы Ломоносовского района

Страница 3

К 1820 году усадебная территория представляла собой довольно обширную зеленую зону, но без какой-либо планировки. Из строений существовал только каменный хозяйственный двор, расположившийся недалеко от дороги. А в 1831 году архитектор В. И. Беретти среди своих работ указывает: «В Копорье деревянный господский дом с принадлежащими службами». А это значит, что создание усадьбы, начатое в 1810-е годы, закончилось в 1820-е. Беретти расположил дом и службы к нему в глубине парка. От дороги к ним вели две косые аллеи, одна из которых, западная - подъездная, была тогда же обсажена липами. Оранжерейный комплекс расположился по одной линии с хозяйственным двором, у дороги.

В планировке усадьбы, в постановке дома далеко от дороги сказалось стремление владельца к уединенности. Для представительства у Зиновьевых была дача Богословка на правом берегу Невы. Ее дом (разобран) был необычайно импозантен благодаря широкой лестнице с мраморными скульптурами, спускающейся от ротонды в центре дома по пологому склону прямо к набережной. Но вершиной усадебного творчества Беретти стал деревянный дворец в Осиновой роще. В планировке всех усадебных домов архитектор развил один и тот же композиционный прием: выделение главного двухэтажного корпуса, который переходами соединялся с одноэтажными флигелями. Возможно, таким же был и дом в усадьбе Гревовой. Во всяком случае, сохранившийся каменный дом садовника с оранжереями построен Беретти именно по этой схеме. Особую выразительность небольшому зданию придают портики большого тосканского ордера, охватывающие всю ширину центрального корпуса. Любопытно, что во всех трех усадьбах, созданных одновременно, Беретти для господских домов предпочитал дерево, а службы всегда строил каменные.

В 1870-е годы, когда владельцем имения стал сын В. Н. Зиновьева Дмитрий Васильевич [12], территория усадьбы была увеличена, расширена парковая зона на востоке и севере за счет бывших сенных покосов. Именно тогда парк и получил окончательное композиционное решение. Была акцентирована центральная ось, оформленная в виде широкой просеки - партера, обновлена растительность, созданы новые пейзажные композиции, обсажена деревьями восточная аллея. Тогда же на месте старого были выстроены новые скотный и конный дворы, а у дороги - многочисленные каменные службы.

Последними владельцами были предводитель С.-Петербургского дворянства Александр Дмитриевич и его сын предводитель дворян Петергофского уезда Лев Александрович Зиновьевы, которые постоянно жили летом в усадьбе [13]. Владея имением 108 лет, Зиновьевы сохраняли усадьбу в хорошем состоянии.

И сейчас, несмотря на утрату господского дома, территория сохранила усадебный характер благодаря четким планировочным элементам: аллеям, полянам, пруду с двумя островками и видовым холмом, древесным группам и, конечно, постройкам: хозяйственному двору, оранжерейному комплексу, молочне. Парковая растительность разнообразна. Самые старые деревья в возрасте двухсот лет, но их немного. Это преимущественно липы в аллеях, группы лип в южной части парка. Гораздо более значительный пласт насаждений 120-летнего возраста: дубы, ясени, липы, ели, сосны, березы, клены, расположенные массивами и группами по всему парку. Привлекают внимание такие акценты, как букет ивы белой у восточной границы, полукруг дубов в северной части.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуемые статьи:

Исторический очерк
Легенда о возникновении стекла гласит: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытый в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимен ...

Социальные аспекты художественно-религиозной целостности
На социальном уровне эта внутренняя противоречивость обнаруживалась в том, как искусство и религия относились к человеку, ибо и для искусства и для религии человек является главным предметом: и религия и искусство, каждая по-своему, пытаю ...

Популярные сюжеты в изобразительном искусстве
Каждый, кто знакомится с творчеством старых европейских мастеров, неизбежно столкнётся с тем, что повторяются многократно одни и те же сюжеты и образы. Все старые мастера бесчисленное количество раз изображали Мадонну с младенцем, свят ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru