Усадьбы Ломоносовского района
Архитектурное решение усадебного дома ставит под сомнение авторство Растрелли. Это произведение - предвестник новых классицистических идей, о чем свидетельствует геометрическая четкость объемов, сочетание компактного прямоугольного двухэтажного здания с полуротондой в центре. Полуротонда - излюбленный мотив классицизма, играет ведущую роль в композиции усадебного дома в Гостилицах. Ее объемность подчеркнута полусферическим куполом и торжественной полукруглой лестницей, охватывающей всю ширину здания на высоту подиума. Впечатление изящества и легкости достигнуто контрастом первого цокольного этажа, обработанного рустом, со вторым, решенным в виде галереи, оформленной парными колоннами. По своему строю здание близко палладианским виллам.
Церковь, датируемая 1755 годом, решена в формах упрощенного барокко. Для нее характерна некоторая усложненность плана, живописность объемов с выступающими входами-портиками, абсидой и притвором, закруглением углов, наличниками и люкарнами. Вопрос об авторстве построек XVIII века в Гостилицах требует дальнейшего изучения.
При наследнике А.Г.Разумовского, его брате Кирилле Григорьевиче был сделан план усадьбы. По нему видно, что ландшафтной доминантой была долина реки Гостилки с запрудами, отделенная от деревни на западе скромной оградой в столбах, а на востоке ее крутой берег переходил в плато и соединялся с регулярным садом. Именно здесь и расположились все строения. К северу от них был родник, питавший прямоугольный пруд, около которого была устроена видовая площадка. Отсюда открывались далекие виды на усадьбу и окружавшие ее возвышенности, на одной из которых была выстроена колокольня. Отсюда был виден Финский залив. В ближнем лесу устроили Зверинец, территория которого была пересечена дорогами и многочисленными ручьями.
При разделе своих имений К. Г. Разумовский писал сыну Петру: « .Сие имение отменно стоит уважения по красоте места, по выгодности его и по привязанности и уважению, которое имел брат мой и дядя ваш, и я имею .».
Петр Кириллович за двадцать лет владения произвел в усадьбе некоторые перемены [18]. Парк был расширен к востоку, его территория ограничена дорогой, огибающей новую часть. Полностью перестроен хозяйственный двор и озеленена прилегающая к нему территория. Разумовские, владевшие имением 80 лет, являются основными создателями усадьбы с садами, парками и строениями.
В таком благоустроенном виде имение почти за миллион рублей в 1824 году купил А. М. Потемкин, родной племянник кн. Потемкина-Таврического, от которого он унаследовал значительное состояние [19]. Оно увеличилось благодаря женитьбе на кн. Т. Б. Голицыной. Супруги постоянно жили в Гостилицах, где А. М. Потемкин и скончался в 1872 г.
Жизнь на широкую ногу, приемы многочисленных родственников и знакомых, а также членов императорской фамилии требовали постройки нового более просторного дома и служб, дальнейшего преобразования обширного парка, что и было завершено в середине XIX века.
Одиннадцать акварелей В. С. Садовникова 1853-1858 гг. дают достаточно полное представление о новом облике усадьбы, подчеркнуто романтическом. Немалую роль в этом сыграли новые архитектурные сооружения и прежде всего внушительных размеров дворец, напоминающий средневековый замок благодаря элементам романской архитектуры в планировке, отделке фасадов и особенно башне-донжону. Те же элементы романского стиля прослеживаются в архитектуре потешной крепости, выстроенной на месте старой скромной ограды на левом берегу реки Гостилки. Она была уменьшенной копией настоящей и имела чисто декоративное значение. Романтический характер был присущ и новому павильону, поставленному около крепости - турецкому, завершенному шпицем с полумесяцем. Тогда же было выстроено новое здание мельницы на плотине, оранжереи около дворца и к двум последним проведен водопровод.
Рекомендуемые статьи:
Начало конца
С наступлением эпохи Эдо (1603—1868 годы), принесшей японскому государству длительный период мирного существования, самураи, рожденные войной и являвшиеся ее олицетворением, начали терять смысл жизни и ощущение стабильности, что неизбежно ...
Архитектура Древней Греции
Культура греков, а позднее римлян, занимает важное место в истории развития всей европейской культуры. Это культура античности зрелого рабовладельческого общества, достигшего наивысшего расцвета в V в. до н.э. (в Афинах при Перикле). Перв ...
Сад Миллеса
Скульптура — падчерица в семье изящных художеств. Она уступает живописи и графике в смысле популярности у широкой публики. Скульптура живет в реальном пространстве (в том же, что и мы с вами) и в силу своей конкретности и телесности менее ...