InsideCulture

Усадьбы Ломоносовского района

Материалы » Усадьбы Ломоносовского района

Страница 7

Усадьба недалеко от деревни Ворониной появилась лишь при кн. Енгалычевых в середине XIX века [23]. Здесь был возведен целый комплекс каменных построек: господский двухэтажный дом, конюшни с экипажным сараем, оранжереи, службы и хозяйственные дворы. Одновременно разбит обширный пейзажный парк и плодовые сады.

Сейчас на месте последних раскинулся современный поселок, среди строений которого встречаются отдельные березы из аллейных посадок, некогда разделяющих сад на участки. В пейзажном парке сохранилась большая поляна, окаймленная живописными группами деревьев 120-180 лет и парк на склоне с террасами и родниками, а также широкий луг в излучине реки Воронки. Особое внимание привлекает дуб-солитер с причудливой формой кроны, посаженный перед домом. От построек сохранились усадебный дом, дом садовника с оранжереями в развалинах. Их архитектурное решение подтверждает датировку - середину XIX века.

Когда-то особой популярностью пользовалась Лопухинка. Наличие родоновых источников позволило владельцу П. X. Герингу в 1830-е годы создать водолечебные заведения. Они располагались в долине речки Лопухинки, крутые берега которой были укреплены. Лесистые участки перемежались выходами оголенных скал, а по террасам спиралью вилась дорожка - спуск. Сухой чистый воздух, обилие воды в виде каскадов, ключей, ручьев, запруд дополняли этот природный живописный уголок. На плато был выстроен господский дом со службами, разбит парк, устроена каменная лестница к террасам.

Уже к концу XIX века от лечебниц ничего не осталось, но уютный двухэтажный каменный домик сохранился до сих пор. В каньоне реки, вблизи родонового озера расположились постройки рыборазводного хозяйства. Террасированный склон зарос, каменная лестница уступила место деревянной.

Усадьба Оржицы, названная по фамилии владельца, декабриста Н. Н. Оржицкого, была устроена им в 1840-е годы [24]. Здесь было немало деревянных и каменных строений, плодовый сад и пейзажный парк, пересеченный извилистой речкой, запруженной у начала парка. От былой планировки сохранился ряд старинных лип, одиночные старые деревья: дуб, клен, вяз, липа. В центральной части заросли декоративных кустарников; акации желтой, сирени, жимолости, спиреи. В травянистом покрове встречаются незабудки и аквилегии. Новый совхозный поселок теснит усадьбу и грозит полным ее уничтожением.

Усадьбы в Медушах и Каменке интересны хорошо сохранившейся искусственной водной системой типа лабиринт, когда пруды с островками и полуостровками соединяются между собой системой каналов. Когда-то они были композиционными центрами небольших парков. Все селения в районе Каменки исчезли во время Великой Отечественной войны, и найти бывшую усадьбу в безлюдной местности, в окружении болот, довольно сложно. В Медушах издалека видна колокольня развалившейся Троицкой церкви, освященной в 1788 году, в которой были погребены владельцы Ранцовы [25].

Усадьба Лапина интересна сохранившимися до сих пор постройками, возведенными на рубеже XIX-XX веков в романтическом стиле, с готизированной формой окон второго этажа и пинаклями на углах зданий. В 1727 году мыза с деревнями была пожалована обер-кухмистеру Петра I Иоганну Фельтену, дяде архитектора Ю. М. Фельтена. Но вплоть до конца XIX века в усадьбе были только деревянные постройки и плодовые сады. Лишь при последнем владельце, кандидате прав Б. Б. Дорне, появились капитальные каменные строения и небольшой парк с редкими посадками и множеством лужаек.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуемые статьи:

Александровский классицизм
Екатерининский классицизм черпал свое вдохновение в формах римского искусства, и эти формы сохраняли свое обаяние и в царствование Павла. Поворот настал только с воцарением Александра І, когда решающее значение получили формы древней Грец ...

Московская школа иконописи
Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы &quo ...

Тембральная метафоризация в радиоречи
Тембр - явление неизменно присутствующее в исследованиях музыкального искусства, лингвистами и журналистами традиционно воспринимается весьма несущественным паралингвистическим компонентом, либо рассматривается вне компетенции языковедени ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru