InsideCulture

Усадьбы Ломоносовского района

Материалы » Усадьбы Ломоносовского района

Страница 6

Известно, что дворец был выстроен в 1845 году по проекту А. И. Штакеншнейдера. Близость отдельных элементов декора дворца, крепости, турецкого павильона мельницы дает основание предполагать, что это произведения не только одного времени, но и одного автора. Это, конечно, требует дальнейшего изучения.

Некоторые исследователи ошибочно считают турецкий павильон Эрмитажем или, как его стали называть с середины XIX века, архиерейским домом. На самом деле Эрмитаж находился неподалеку от Чайного домика, к северу от него. Это легко устанавливается по акварелям Садовникова и насыпи.

Одновременно с постройкой новых зданий Потемкины отреставрировали церковь, Чайный павильон и Эрмитаж, органично вписавшиеся в новый облик парка. Однако к тому времени, когда Гостилицы описывал М. И. Пыляев, т. е. к 1889 году, Эрмитажа уже не было.

Романтизм был присущ не только новым архитектурным сооружениям, но и парковой зоне, особенно в долине реки. Это также прекрасно передано в произведениях Садовникова. Долина реки с крутыми склонами всегда имела романтический характер, но он был усилен созданием новых композиций из цветников, фонтанов, гротов, горбатых мостиков, валунов, спланированных площадок, уютных уголков с круговыми скамейками вокруг старинных деревьев и пр. Перспективы художника, в которых динамично развернуты открывающиеся по мере движения картины-пейзажи, являются подлинным документом для создания проекта реставрации одного из прекраснейших парков нашей области в его историческом виде. Тем более что последние владельцы имения - барон Ф.Е.Врангель, владелец заводов, инженер К. Ф. Сименс и его дочь баронесса М. К.Гревениц - ничего в усадьбе не меняли, лишь поддерживали порядок [20].

Сегодня, как и раньше, долина реки с прудами сохраняет свое значение как главная композиционная ось парка. Ее водная гладь, крутые склоны берегов с выходами известняка, остатками грота, мостиками, площадками, дорожками, тенистыми насаждениями представляют собой замкнутую зону, сохраняющую романтический характер.

Здесь, у плотины сохранились отдельные старые ивы, группы елей, акцентирующие перспективу вдоль пруда, другие разновозрастные - деревья: вяз, клен, ясень, покрывающие склоны. Высокий правый берег переходит в плато, где на фоне ровного газона, ограниченного с востока аллеей, сгруппированы липы, дубы, лиственницы, клены в виде кругов, овалов и букетов, переходящие к югу в массив. Эта часть подготавливает переход от замкнутой приречной части к открытым пространствам на востоке и строениям. От них сохранились дворец в развалинах, церковь, мельница, перестроенный Чайный павильон, дом садовника, оранжереи, службы, конюшни.

Вокруг Гостилиц находилось множество мелких усадеб: Боровская, Бугры, Верхняя Рудица, Воронина, Гатобуж, Глухова, Заостровье, Каменка, Красная, Лапина, Лопухинка, Медуши, Новая буря, Оржицы, Саволыцина, Старая буря.

Из них наиболее значительной была мыза Воронина, некогда пожалованная вице-канцлеру А.М.Черкасскому [21] и отошедшая в приданое его дочери, вышедшей замуж за П. Б. Шереметьева [22]. В 1755 году она выстроила в селе Глобицы деревянную церковь и небольшую усадебку при ней. Но настоящей усадьбы Шереметьевы в этом имении не устраивали, ведь у них были наизнатнейшие усадьбы в Подмосковье.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуемые статьи:

Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси
Во Франции становление единой централизованной монархии было осложнено во второй половине XVI в. религиозными войнами между католиками и гугенотами (французские кальвинисты), в ходе которых резко усилились сепаратистские тенденции, особен ...

Риторика трюков
Риторика трюков имеет своей целью демонстрацию некоторой языковой ловкости и бойкости, с тем чтобы доказать искусство владения особыми языковыми средствами убеждения. Действенность таких трюков нередко обосновывается ссылкой на их способн ...

Дементий Иванович Жилярди и его школа
Но среди всех обстоятельств, так необычайно благоприятствовавших появлению в Москве архитектуры большого стиля, было одно, имевшее решающее значение. Если бы все архитектурное творчество в эту эпоху исходило только из официального учрежде ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru