InsideCulture

Искусство древней Греции. Крит

Материалы » Искусство древней Греции. Крит

Страница 2

Ещё один яркий пример искусства этого времени – знаменитые кикладские идолы 6. В рамках изучения кикладской пластики принято выделять следующие периоды:

I раннекикладский (3300-2800 гг. до Р.Х.), II раннекикладский (2800-2300 гг. до Р.Х.), III раннекикладский (2200-1800 гг. до Р.Х.) 7. Наибольшее количество скульптур было создано с 3000 по 2300 гг. до Р.Х. 8 В основном кикладская скульптура выполнялась из местного греческого мрамора, месторождения которого найдены почти на всех о-вах кикладской группы 9. Известны примеры скульптур, изготовленных из терракоты, которые представляют собой лишь подражания мраморным изделиям. Кроме того, другие материалы, например обсидиан и песчанник, не были широко используемы жителями Киклад 10. Открытые к настоящему времени произведения кикладской скульптуры значительно отличаются по размеру – их высота варьируется от 132 до 110 см. Для изготовления скульптур древние мастера использовали каменные и металлические орудия, в качестве абразивного материала для производства первичных грубых форм, вероятно, использовался наждак 11. Основная часть работы выполнялась каменными орудиями, скорее всего, для придания скульптуре законченной формы использовались орудия из обсидиана. Полировка фигур и придача им мягкого блеска выполнялись с помощью пемзы. Также, по результатам исследований кикладской скульптуры, известно, что большая часть их была расписана (при этом нужно помнить, что расписывались только изображения со сложенным руками). Роспись выполнялась красками синего (для которого использовался измельченный лазурит), красного (изготовленного из киновари), черного или темно-коричневого цветов. Расписывались уже законченные статуэтки, после чего их обжигали в обыкновенных домашних печах 12. Что изображала роспись, существовали ли какие-то общие правила в системе декорировки скульптуры, - всё это до сих пор находится на уровне гипотез. Большинство ученых считают, что многие их кикладских скульптур были полностью покрыты росписью, что кардинально их отличало от их современного вида. На сегодняшний день установлено, что роспись обозначала контуры глаз (часто миндалевидной, но иногда и просто овальной формы), зрачки, черты лица (в основном губы), волосы, возможно татуировку или украшения, прорисованные в форме расходящихся от шеи к груди прямых линий 13. Краской были подчеркнуты первоначально обозначенные прорезями линии шеи, позвоночника, половые признаки (особенно на женских статуэтках). Вполне возможно, что при построении кикладских образов применялись пропорциональные системы (вплоть до золотого сечения)14, при этом "…фигура каждого идола четко делится на три или четыре части, гармонически уравновешивающих и дополняющих друг друга" 15. Благодаря особенных построениям силуэта, ритма, шел поиск в рамках выработки своеобразной архитектоники скульптурной формы. Как отмечал Б.Р. Виппер, "…оставаясь строго фронтальными, они (кикладские идолы – С.З.), в профиль имеют ломаную, как бы согнутую линию, что придает человеческой фигуре большую динамику и подвижность" 16. В результате рождались образы, которые, хотя и подчас чрезвычайно стилизованны и схематичны, по словам Ю.В. Андреева, "…поражают изысканной четкостью и законченностью силуэта… Своей гармонической соразмерностью и стройностью эти небольшие фигурки как бы предвосхищали лучшие образцы греческой скульптуры архаического периода…" 17.

Кикладскую скульптуру принято разделять на несколько художественных вариантов, самыми известными из которых являются типы схематичный, Лурос и Пластирас культуры Гротта-Пелос 18, изображения культуры Керос-Сирос. Схематичный тип культуры Гротта-Пелос представлен фигурами, решенными в формах восьмерки, скрипки. Характерной особенностью этих статуэток является отсутствие четко обозначенной головы, рук. В основном, образ строится с помощью округлого силуэта, крайне условно обозначающего линии рук и бедер (женская фигура в форме скрипки. Мрамор. Около 3200-2700 гг. до Р.Х. Музей Наксоса). Основная часть статуэток типа Лурос представлена небольшими произведениями (от 6 до 28 см высотой), форма которых становится более проработанной, т.к. добавляются схематические преданные голова, руки, иногда ноги (женская скульптура. Мрамор. Около 2700-2300 гг. до Р.Х. Музей Наксоса). Тип Пластирас представляет собой уникальные произведения, выделяющиеся из всей группы кикладской скульптуры 19. Их основной особенностью являются четко представленные формы человеческого тела с обозначенными ушами, ногами, показанных не слитно друг с другом с выделенными коленными чашечками, акцентированными половыми признаками и кончиками пальцев, которые соприкасаются под грудью. Также в этом типе становятся проработанными глаза, брови, линии губ и подбородка (женская статуэтка типа Пластирас. Мрамор. Около 3000-2800 г. до Р.Х. Музей Метрополитан).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуемые статьи:

Механизмы компенсации
Таким образом, можно говорить о современной культуре как о культуре, не укорененной в глубинах человеческого духа, не произрастающей в нем, не выращенной в подвиге культурного делания, а являющейся для человека чем-то искусственным, внешн ...

Древнейшая эпоха
Вместе с христианством Россия получила из Византии и своих первых зодчих. Что на Руси и до этого умели строить, в этом не может быть сомнения. Князья и знатные люди уже строили себе, вероятно, затейливые хоромы, но зодчество как искусство ...

Васнецов В.М.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - русский живописец. Мастер исторического и мифологического жанров, представитель неорусского стиля в русском модерне. Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В п ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru