InsideCulture

Искусство древней Греции. Крит

Материалы » Искусство древней Греции. Крит

Страница 6

Монументальные архитектурные комплексы раннеэлладской эпохи различались, по-видимому, друг от друга по внешним формам и по выполняемым функциям. Примером другого типа построек выступает загадочный "толос" из Тиринфа 41 . Круглая в плане постройка колоссальных размеров диаметром почти 28 кв. м. и толщиной стен около 4,7 м. Выстроена из необожженного кирпича на каменном фундаменте и покрыто черепичной крышей как "дом черепиц" в Лерне 42. Трудно сказать, для чего использовалась эта постройка, ряд исследователей считают, что это могла быть царская усыпальница, другие – культовое сооружение, третьи – гигантский склад для хранения зерна 43.

Архитектура раннеминойской эпохи Крита представлена почти одновременными жилыми комплексами в Миртосе (Фурну Корифи) и в Василики. Для обоих комплексов характерна разбивка всего жилого массива на более или менее стандартные по размерам и конфигурации помещения, вероятно служившие "комнатами" для отдельных малых семей, некоторые помещения могли носить и хозяйственный характер. Внушительный размер построек наводит ряд исследователей на мысль о том, что это не было рядовым жилищем, а вполне возможно, выполняло роль "усадьбы". Ю.В. Андреев отмечает, что "за этой догадкой обычно тут же следует другая: именно из таких "усадеб" с течением времени должны были вырасти известные нам критские дворцы. Последнее предположение в общем не кажется таким уж неправдоподобным. Даже сравнивая планы комплексов в Миртосе и Василики, мы видим, как изначально хаотичный… жилой массив Миртоса и Василики уже оказывается втиснутым в более жесткую и четкую геометрическую схему"44. Постройки напоминают дворцовую архитектуру даже по технологическим и конструктивным параметрам: применение каркаса для внутреннего крепления стен, обмазка внутренней поверхности красной штукатуркой, которая выполняла как эстетическую функцию, так и конструктивную (скрепляла недостаточно прочную кирпичную основу стены), наличие второго этажа, одно из помещений которого выполняло роль светового колодца (или вентиляционной шахты), обширная вымостка вдоль наружной стены северо-западного крыла, что дает возможность предполагать наличие двора, дифференциация помещений по функциональному признаку ("святилище", кладовые, мастерские, жилые комнаты) 45. Но это не означает, что эти постройки могут рассматриваться как "мини-дворцы": кладовые не так обширны, нет большого скопления зерна, глиняной тары, архивов, архитектура лишена монументальности 46. К этому времени на Крите существуют довольно крупные поселения, крупнее чем Василики и Миртос. Это Кносс, Маллия, Фест, но, к сожалению, об этих поселениях, почти ничего неизвестно.

Также архитектура Крита была представлена некрополями, для которых были характерны два основных типа погребальных сооружений – большая семейная усыпальница (т. наз. толос) и сравнительно небольшой семейный склеп (оссуарий). Первый представлял собой круглую в плане каменную постройку с входом в виде коридора- дромоса и купольным перекрытием потолка (толосные могилы в районе равнины Месара). Второй тип был прямоугольной в плане конструкцией с несколькими отсеками, в которых помещались одиночные захоронения 47.

Эпоха "старых дворцов". Уже в начале II тыс. до Р.Х. на Крите появляются т. наз. дворцы, представлявшие собой полифункциональную постройку, включавшую в себя святилище, административный центр, общегосударственную житницу, торгово-ремесленные предприятия. По замечанию Ю.В. Андреева, "именно дворец или первоначально почти неотличимый от него храм по праву считается, одной стороны, основным видовым признаком, с другой же – важнейшим структурообразующим элементом подавляющего большинства известных в настоящее время ближневосточных и средиземноморских цивилизаций эпохи бронзы"48.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рекомендуемые статьи:

Традиционные посещения и обходы
Хождение в гости на праздники было характерно для всех славян, да и для многих других народов тоже. Особенно это относилось к переломным временам года, к календарным границам, в честь которых община закатывала пиры на несколько дней, иног ...

Особенности евразийского возрождения
Единой концепции исторического процесса не существует, поэтому каждый историк или философ вправе отстаивать свою точку зрения. В то же время мы интуитивно ощущаем, что живем в «одной парадигме». И нас разделяют не самые существенные вопро ...

Федор Рокотов
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий В Месяцеслове ( Месяцеслов, или Адрес-Календарь, — Ежегодник со списками чиновных особ по всем управлениям Российской импер ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru