InsideCulture

Искусство древней Греции. Крит

Материалы » Искусство древней Греции. Крит

Страница 5

Другая группа представлена вазами со светлым ангобом 29 и росписью с простейшим орнаментом, выполненным красной или черной глазурными красками. Исчезают горизонтальные регистры в росписи, "…линии ложатся теперь вертикальными или, ещё охотнее диагональными кривыми вокруг сосуда, подчеркивая таким образом его сферичность…Эта трехмерная тенденция орнамента, связанная с вращательным движением, составляет новый принцип критской керамики" 30. Орнамент подчеркивает, обнажает саму форму сосуда (расписной сосуд из Агиоес Онуфриос, около 2600-2300 гг. до Р.Х. Гераклион музей). Также изготовлялись сосуды из цветного камня (найдены в основном на о-ве Мохмос), в системе оформления которых прослеживались качества, близкие по композиции росписи второй группе сосудов. По замечанию Б.Р. Виппера, "в одном из каменных сосудов цветные слои использованы таким образом, что ложатся косо к вертикальной оси сосуда, создавая иллюзию его непрерывного вращения" 31.

Самая оригинальная группа раннеминойской керамики – третья, названная по-английски "mottled ware" (пятнистая керамика), или иногда используется в качестве названия стиля росписи этих сосудов "Василики". Роспись в сосудах этой группы использует узор в виде затеков, выполненный "…из темно-красных, почти черных, пятен по светлому фону" 32, линейного орнамента нет. Главное впечатление складывается в результате того, что "игра этих как будто произвольно растекающихся и переливающихся пятен краски достигнута искусным использованием дефектов обжига и производит удивительно живописное впечатление"33. В качестве примера этой группы керамики выступает сосуд с длинным носиком из Василики (около 2500-2400 гг. до Р.Х. Гераклион музей).

Памятники монументальной архитектуры в данном периоде представлены цитаделями Трои I-II, укрепленными поселениями Полиохни и Ферми на о-ве Лемнос, мегаронами в Трое II, т. наз "домом черепиц" в Лерне III и "толосом" в Тиринфе 35. Это крупномасштабные постройки, сооружение которых, требовало огромных усилий обитателей нескольких поселений 36. Мегарон в Трое II представлял собой здание в виде вытянутого прямоугольника с портиком перед главным входом. Наиболее хорошо изучена постройка на поселении Лерна III, представлявшая архитектуру раннеэладского периода. Само поселение, обнесенное мощной оборонительной стеной из кирпича-сырца на каменном цоколе, первоначально было доовлньо плотно застроено домами, вдоль улиц былт канализационные стоки. Среди городской застройки выделялось как своими размерами здание т. наз. BG (ширина около 12 м, длина в сохранившейся части около 17 м), так и правильными геометрическими очертаниями. В конце периода Лерна III здание BG и окружающие его постройки были снесены и на их территории возникла постройка, намного превосходящая по размерам и архитектурным достоинствам предыдущие постройки. Это т. на. "дом черепиц" 37. Здание представляло собой прямоугольную вытянутую в длину постройку (25 х 12 кв. м). Его стены были построены из необожженного кирпича на каменном основании и снаружи и изнутри обмазаны толстым слоем штукатурки. С наружной стороны вдоль стен тянулись обмазанные красной глиной скамьи, на которых. Видимо, и восседали старейшины и вожди во время происходивших на площади народных собраний. Полы во внутренних помещениях были покрыты слоем плотно утрамбованной глины. Судя по обломкам черепицы (глиняной и вырезанной из сланца), здание имело черепичную крышу, возможно двухскатную. Необычна и внутренняя планировка здания, его основную часть занимала внутренняя анфилада их четырех просторных прямоугольных "залов", с двух сторон (с северной и южной) фланкированных узкими коридорами, вытянутыми вдоль наружных стен здания. Самое большое из этих помещений, сообщавшееся широким проходом с портиком, напоминало своими очертаниями мегароны микенских правителей 38. Как отмечает Ю.В. Андреев, "мегароны Трои II…также же, как постройка, открытая в Лерне, невольно вызывают в памяти целлы греческих храмов, отдаленные от них почти двухтысячелетним хронологичесим промежутом" 39. Всек особенности архитектуры дома черепиц показывают, что постройка не предназначено для жилья, жилые покои могли находиться в верхнем несохранившемся этаже 40.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рекомендуемые статьи:

Гжель
Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоц ...

Языковая ситуация в Арморике в V-VII веках
В V-VII веках произошло переселение части бриттов в Арморику, в результате которого переселенцы установили на территории полуострова новое административное деление, а также принесли с собой иную систему церковного устройства, нежели та, ч ...

Виртуальная реальность
Впрочем, и новая элитарная, и массовая культуры являются лишь частью фундаментального проекта «новой жизни» — новой виртуальной компьютерной империи, называемой еще и Книгой Книг. «Книга Книг — это попытка деконструкции тех понятий и теор ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru