InsideCulture

Искусство древней Греции. Крит

Материалы » Искусство древней Греции. Крит

Страница 8

Итальянской экспедицией под руководством Д. Леви были открыты отдельные части "старого дворца" в Фесте. Его планировка сходна с планировкой "квартала Мю": тот же принцип беспорядочного "нанизывания" (термин Ю.В. Андреева) жилых и хозяйственных помещений. Но есть и ряд отличительных признаков, прежде всего, претензия на монументальность в контурах стен западного фасада. 53 "Старый дворец" в Фесте был окружен городской застройкой, в отдельных местах вплотную подходящей к его стенам. Особого внимания заслуживает большой мощеный двор, примыкавший с запада к зданию дворца и связанного с ним в единый архитектурный ансамбль. В комплекс западного двора были включены четыре облицованые изнутри камнем ямы (кулуры), служившие для хранения зерна и других продуктов 54. Ю.В. Андреев считает, что "само положение западного двора на стыке дворца с городскими кварталами протогорода позволяет квалифицировать его как "зону контактов" между зарождающейся аристократической элитой и массой рядовых общинников…Нетрудно догадаться, что эти контакты могли осуществляться в форме каких-то обрядовых представлений и церемоний" .

Изобразительное искусство периода "старых дворцов" представлено большим количеством памятников, среди которых, безусловно, выделяется вазопись стиль Камарес, представлявшая собой (судя по местам находок – дворцовые подвалы, некоторые горные святилища, среди которых пещера Камарес на южном склоне горы Иды) предметы для дворцового обихода, а также посвященные богам. По мнению Б.Р. Виппера, "к этому времени критская керамика приобретает международное значение. Сосуды, критскими горшечниками…, находят не только в Греции и на островах Эгейского моря, но также в Малой Азии, Сирии, Египте и даже дальше в глубинах Африки" 56. Формы сосудов почти не изменились, наиболее популярны были фруктовые чаши, маленькие чаша и особый вид амфор с ручками почти у самого края сосуда. Стиль Камарес славился, прежде всего, своим техническим совершенством и особой системой росписи. Техника обработки глины становится очень изысканной – недаром некоторые сосуды будут столь тонкостенны, что техника получит название "яичной скорлупы". Также прогрессировала и техника обжига сосудов., для получения особого блеска глазури температуру печи научились накалять до максимуму, но при этом, к сожалению, уничтожались переходы красочных оттенков 57.

Удивительно тонкой технике обработки глины будет соответствовать и удивительно тонкий орнамент росписи. Орнаментальные мотивы будут связаны с растительными образами, но при этом мастера, по словам Б.Р. Виппера "говорить, однако, о каком-то "натурализме" стиля Камарес совершенно не приходится. Натура служит толчком для совершенно произвольной игры декоративной фантазии. Декораторы не стремятся к воспроизведению какой-либо определенной породы растений, ни в рисунке, ни в колорите они не считаются с реальностью" 58. "Главными героями" росписи этих сосудов становятся стилизованные пальметки, растительные арабески, диковинные плоды, спирали. Как отмечает Ю.В. Андреев, "живописное убранство критских ваз, расписанных в этой манере, поражает многообразием и прихотливостью орнаментальных мотивов, неустанной игрой творческой фантазии, порождающей все новые и новые их сочетания" 59. Диковинные узоры сочетаются с яркими цветовыми сочетаниями – используются белые, желтые, ярко-красные, коричневые цвета. При этом узор не статичен, он располагается так, что рождается ощущение непрерывного движения, переданное через необычную композицию и цветовые сочетания. Спирали, диски, розетки и другие фигуры, для которых трудно подобрать точные словесные дефиниции, сплетаясь друг с другом, образуют широкие декоративные пояса, пересекающие поверхность сосуда в разных направлениях – по горизонтали, по вертикали, наискось, и в каждом из этих вариантов создающие илюзию безостановочного вращательного движения. Б.Р. Виппер так описал ощущение от просмотра сосудов стиль Камарес: "декорация стиль Камарес воздействует не столько линейным ритмом, сколько колористической экспрессией своего орнамента" 60. Свободная композиция расположения элементов орнамента, не поделенная на регистры создает иллюзию не связанности с формой сосуда. Иногда эти "хороводы" фигур плавно обтекают стенки вазы, покрывая их как бы живой колышащейся и пульсирующей сеткой узора. Иногда они как бы закручиваются штопором по восходящей или нисходящей линии. Иногда образуют некие подобия планетарных систем, вращающихся вокруг общего центра, которым может быть горлышко сосуда или любая другая точка на его поверхности. Чисто геометрические формы орнамента незаметно переходят в стилизованные растительные мотивы. Спиралевидные и другие фигуры как бы рождают из себя причудливые соцветия, пальметки, и все это "хитрое узорочье" росписи превращается в некое подобие буйной живой флоры, самопроизвольно разрастающейся по стенкам сосуда 61.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Рекомендуемые статьи:

О музее-заповеднике А.С.Пушкина "Михайловское"
Многое из того, что мы считаем органичной частью нашей жизни, нашей культуры, пришло к нам из древности, из европейской и мировой цивилизации. Эти следы древнего в современном необычайно важны. Ведь ничто не возникает из ничего. Даже дл ...

Концепция творческого развития Большого театра России на 2004-2010 годы
Большой театр всегда был и остается одним из основных символов величия нашего государства и его культуры. Большой театр может соответствовать этому званию только при условии постоянного и быстрого художественного роста, базирующегося на и ...

Антонио Гауди
«Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший», – сказал председатель комиссии на защите дипломного проекта Антонио Гауди-и-Корнета в барселонской Провинциальной школе архитектуры. «Похоже, теперь я архитектор», – подвел черту сту ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru