InsideCulture

К этногенезу бурят по материалам этнонимии

Материалы » К этногенезу бурят по материалам этнонимии

Страница 10

То, как древнетюркские qo?ur и -dar ~ qo?urdar перешли в qo?o:dor можно объяснить с помощью материалов по исторической фонетике. Согласный -r перед -d в слове qo?ur в ойратских и бурятских диалектах редуцируется, сравн. например: стп.м.я. - ortu, халх. - урт, бур. - ута, калм. - ут (Рассадин, 1982, 97); халх - дорд~доод, бур. - доодо - нижний (Монгольско-русский:, 1957, 152-153; Бурятско-русский:, 1973, 135). Долгая гласная -о: появилась вместо ударного -u в заимствованном слове, а также ввиду одновременной редуцирования -r. Последний гласный -о, вместо раннего тюркского -а, появился также под влиянием монгольского языка, где -а в безударном положении часто переходит в -о, сравни например: стп.м.я. odan - звезда, халх. - одон, бур. - одон (Рассадин, 1982, 30). Таким образом, перед нами предстает следующий ряд: qo?urdar ~ qo?o:dar ~ qo?o:dor ~ хонгоодор. Также можно предположить о возможности переогласовки на -о в тюркский период: сравни например, стп.м.я. - qorilartai, где -tai - этнородообразующий аффикс, с поздними якутскими "хоролорами" (qorilar ~ хоролор).

Следует добавить о связи между этнонимами хонгодор и хунгират. Как отмечала Г.Р.Галданова "в XIII веке на западной части Прибайкалья среди прочих племен упоминаются хонгираты: большинство из которых были уведены на территорию нынешней Средней Азии и Казахстана, где до сих пор отмечается название конгурат (конрат, конурат):" и далее - "та небольшая часть, которая осталась около Байкала, возможно, стала известна под названием хонгодор" (Галданова, 1996, 90).

Перед нами представлены этнонимы явно имеющие один корень "qo?ur", только в одном случае к корню прибавляется тюркское окончание мн.ч. -dar, а в другом монгольское -ad. Все это лишь свидетельствует о пестром этническом составе древних qo?ur'ов.

О том, откуда хонгодоры прибывали в Прибайкалье в XVI-XVIII веках у ученых имеются разные мнения, но все они указывают на регион Севоро-западной Монголии [но не из Халхи (Галданова, 1996, 84)]. В настоящее время это регион, в котором расселены различные группы тюркского происхождения, такие как цаатаны, дархаты, сойоты, а также различные монгольские группы населения. Все это позволяет предполагать о возможном раннем параллельном существовании форм qo?urad и qo?urdar, у разных частей прежде единой исходной группы. Широкое распространение этнонима qo?urad ~ кунгурат ~ кунгират ~ хонгират, прежде всего, связано с тем, что его носители приняли активное участие в исторических событиях XII-XIII вв., и именно поэтому среди тюрков Средней Азии он распространился в форме с монгольским окончанием. Относительно формы qo?urdar ~ хонгоодор, можно полагать, что его употребление ограничивались лишь в северо-западной Монголии, в непосредственной близости к тюркским саянским народам. Но несмотря на близость, qo?urdar'ы перешли на монгольский язык в ранний период, по крайней мере до того, как предки ойратов и бурятов утратили -r в позиции перед -d,t, но уже отделились от будущих "халхасцев" массива, у которых -r в позиции перед -d,t сохранился до настоящего времени (Рассадин, 1982, 97).

Необходимо отметить, что и этот этноним сохранился в архаичной форме "xon?or xyxen" в аймаках Булган и Х?всгэл Монголии Этнолингвистический атлас МНР, 1996, 46), а также среди калмыков в форме хонгормуд (Авляев, 1981, 67). Интересно, также то, что в XV-XVI вв. енисейскими кыргызами было создано этнополитическое объединение "Хонгор" или "Хонгорай" ~ "Хоорай", а в последствии этими термином обозначались предки хакасов (Бутанаев, 1993, 97-99).

В заключение необходимо указать, что в связи с возможным прояснением этимологии терминов quriqan и bar?u, можно сделать несколько предварительных выводов. В раннем средневековье, исходя из первоначального значения термина, его носители полностью соответствовали тому значению, которое вкладывалось в лексемы quriqan и bar?u, т.е. были именно военными. Сами военные были кочевниками, покорившими местные охотничьи племена. Курыканам-воинам, очевидно, сопутствовало население, обеспечивавшее существование - скотоводы, земледельцы, ремесленники. В поздний период, в связи с ослаблением центральноазиатской доминанты, а именно сильной централизованной власти, до времени возникновения Монгольской империи внутри демосоциального организма, включавшего уже наряду с воинами, вновь прибывающих кочевников и покоренное население, происходили различные процессы, результатом которых был распад последнего и появление на исторической арене новых этнических общностей.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Рекомендуемые статьи:

Первопроходцы
Сибирь манила русских людей давно. Еще в XI веке на ладьях-ушкуях плыли сюда новгородцы большими и малыми реками, пробирались лесными чащобами, чтобы обменять у местных жителей русские изделия на драгоценную пушнину. Но настоящее освоен ...

Усадьба "Кусково"
Архитектурно - парковый ансамбль Кускова восхищает не одно поколение любителей прекрасного. Созданный в XVIII веке, он вобрал в себя достижения усадебного строительства эпохи. Не все дошло до нашего времени. Но главное — архитектурно - пр ...

Усольская усадьба Орловых-Давыдовых
Фасад дворца Известно, что село Усолье было подарено Екатериной II братьям Орловым еще в XVIII веке. И усольская усадьба, пожалуй, самая старая из ныне сохранившихся в Самарской губернии. О ней известно, что в 1812 году де ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru