InsideCulture

К этногенезу бурят по материалам этнонимии

Материалы » К этногенезу бурят по материалам этнонимии

Страница 6

Различия же между булагатами и эхиритами складывались внутри меньшего круга этнообразовательных процессов внутри территориальной группы, и уходят вглубь к общинно-кочевой стадии, т.е. к дорусскому периоду.

Булагат. Об этнониме булгад, представляющем одно из крупнейших бурятских племен, имеется множество разных гипотез. В "Истории Бурят-монгольской АССР" авторы были склонны видеть в булагачинах Рашид-ад-дина и ССМ предков современных булагатов. Поколебал устоявшееся мнение Ц.Б.Цыдендамбаев, указав на лингвистические несоответствия образования этнонима булагад от булагачин. Он изменил трактовку, т.е. он не сомневался в происхождении этнонима от монголо-бурятского булаган + окончание мн.ч. -д, из чего смысл этнонима от "соболевщиков" перешел к "соболям". При этом, он отрицал тотемистическое происхождение этнонима, усматривая в нем топонимические корни (Цыдендамбаев, 1972, 283-284). Г.Д.Санжеев высказал мнение, что таких племен как булагачины и керемучины не могло существовать в то время. Появились они из лексикона персидско-монгольской купеческой среды (Санжеев, 1983, 82-86). Мнения о топонимическом происхождении этнонима придерживался и Н.П.Егунов, считая что этноним произошел от гидронимического термина булаг - родник (Егунов, 1990, 108-109). Т.М.Михайлов считает, что семантика слова "булагад" - "соболь" имеет тотемистические корни, был тотемом каких-то групп древних прибайкальцев, от которых и распространилось в виде этнонима (Михайлов, 1980, 76).

По версии Б.Р.Зориктуева, этноним булагад происходит от тюркских слов була + ат, где була - светло-желтый, буланый (в значении масти животного), а ат - лошадь, т.е. "лошадь светло желтой масти". Как предполагает Б.Р.Зориктуев этот этноним формировался из названия той социальной прослойки населения, которая занималась разведением высокопородных лошадей именно этой масти. Впоследствии часть курыканского общества стала отдельным этническим образованием, именовавшимся названием масти животного. В итоге это название могло перерости в этноним и закрепиться за определенной группой населения. Между була и ат, мог появиться звук г, из чего и получается була'ат ~ булагат ~ булагад (Об этническом составе:, 1993, 125-128).

Ряд погрешностей в этой гипотезе отметил Д.Д.Нимаев. Исходя из данных Усть-Талькинского могильника, материалов А.И.Гоголева о происхождении якутской лошади и др., он пришел к выводу, что скотоводческое население Центральной Азии, в том числе и курыканы, занимались разведением одного основного типа лошадей - монгольского, т.е. не было особых высокопородных лошадей, в связи с чем, китайские сообщения о таковых считает обычным для того времени преувеличением. Исходя из филологических соображений, Д.Д.Нимаев отрицает возможность появления лишнего интервокального "г" и полагает, что в монгольских языках наблюдается совершенно противоположный процесс - процесс ассимиляции этого интервокального "г" (например - письм. монг. ula?an > совр. монг. Улаан). В третьих, Д.Д.Нимаев указывает на несоответствие произношения этого этнонима и полагает, что "булагат" является его русской версией, соответствующей стилю русских документов XVII века. Наиболее реальной, Д.Д.Нимаев, считает гипотезу о топонимическом происхождении этнонима "булгад" (Нимаев, 2000, 142-144). В то же время, Д.Д.Нимаев обращает внимание на этнические группы с этнонимом "булагачин" среди киргизов и, в итоге, приходит к выводу, что этот термин мог закрепиться за определенной группой населения из купеческой среды (Нимаев, 2000, 140).

В связи со всем вышеизложенным, хотелось бы привести собственную трактовку этого этнонима. Так, опровергая версию Б.Р.Зориктуева, Д.Д.Нимаев отмечает факт произношения этнонима его носителями как булгад, а не булагад (Нимаев, 2000, 142-143). Как справедливо заметил С.А.Токарев, в документах первой половины XVII века от якутских и верхоленских служивых людей фигурируют "булгадаи, булбудаи, бунгудаи" (Токарев, 1993, 105). Перед нами предстает явно архаическая форма образования этнонима с помощью аффикса -дай, т.е.- булга + дай. Т.о. перед нами предстает праформа этнонима - bul?a.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекомендуемые статьи:

Терминологическая справка
Риторика предлагает следующую типологию доводов. Логосными называются логические доказательства. Пафосными называются доводы, апеллирующие главным образом к эмоциям и подразделяющиеся на угрозы и обещания. Под угрозой понимается изображ ...

Жизнь христиан в изображении Аристида
Наметив основные черты подлинного учения о Боге, апологет констатирует, что оно обретается только у христиан, ибо "они искали и домогались Истины", а поэтому и нашли ее. Согласно Аристиду, такое обретение высшей Истины просветил ...

Люди
Аристотель, как обычно, не ошибся, заметив: "Гомер же после малого запева сразу вводит героя или героиню или иной какой характер, но непременно с характером и никого без характера!" (Poet. 1460a; Аристотель. Сочинения в четырех ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru