InsideCulture

К этногенезу бурят по материалам этнонимии

Материалы » К этногенезу бурят по материалам этнонимии

Страница 9

Носителями этнонима хори были как тюркские, так и монгольские этнические группы вошедшие в состав социальной общности "хоритуматов", трансформировавшейся в новый демосоциальный организм, у которой впоследствии сложилось мифологическое представление о родстве, выраженное в генеалогических легендах. Родовые же единицы отражают формирование хори как из этнических общностей различного порядка - галзут, шарайт, так и социальных - хубдут, гушит, возникших одновременно с хори. К вышесказанному следует добавить, что по материалам Маласагаева этноним хори сохранился в архаичной форме как родовой этноним хоридой (НАРБ, ф.362, оп.1, д.2., л.10) среди западных бурят Эхирит-булагатского района (времени исследований Маласагаева этой территории соответствовали современные Эхирит-Булагатский, Баяндаевский районы Усть-Ордынского бурятского АО и Ольхонский район Иркутской области).

Хонгодор (в бурятском написании хонгоодор). Этот этноним также не имеет однозначного толкования. С.П.Балдаев полагал, что этноним произошел от слов "хон" - благородная птица и "гоодор" - шулята благородной птицы (Балдаев, 1961, 77). Оригинальную версию предложил Д.С.Дугаров. По его мнению, в основу легли тюркские хун/хон (кун) - солнце и хуба - лебедь, носителями которых были "осколки прежде могущественных хунну". Эти "осколки", разрозненные и ослабленные, на рубеже нашей эры, были отброшены на северную окраину тюрко-монгольской эйкумены. В киданьское и послекиданьское время произошло слияние этих этнических компонентов, которые объединившись составили племя хонгодоров (Дугаров, 1993). Ш.Р.Цыденжаповым было предложено отождествлять этот этноним с тотемом "лебедь" известным в эпоху хуннов, а современное фонетическое оформление сложилось из "хун - лебедь Цыденжапов, 1992, 32-33). Г.Р.Галдановой было предложено отождествлять этноним хонгодор со средневековым хунгират, ввиду возможности перестановки -рат и -дор (Галданова, 1996). Позднее, А.Ангархаев соглашаясь с возможностью трактовки Ш.Р.Цыденжапова, указал на возможность упрошенного варианта от хон (хонг) и арад ' хонгарад ~ хонгирад ~ хонгодор (Ангархаев, 1999, 37).

Явная сложность и запутанность всех этих гипотез, трудность лингвистических построений, многосложность позволяет заниматься дальнейшими поисками этимологии этнонима. По нашему мнению, этноним хонгоодор разбивается на две части - хонгоо - корень, и дор - окончание. Что же они означают? Хонгоо вполне сопоставим с древнетюркским qo?ur, имеющим следующие значения: 1) сдавленный, хриплый, сиплый (о голосе) 2) рыжеватый, каштановый, коричневый, каурый (о масти животного) 3) вырывать, выдергивать (Древне тюркский, 1969, 456). В данном случае наибольший интерес вызывает второе значение - "каурый" (масть). Следует упомянуть, что слово qo?ur, в виде хонгор вошло и в монгольские языки. Вторая часть этнонима -дор, праформа -dar является окончанием множественного числа, в этом регионе в средневековье наиболее свойственный енисейским кыргызам Как отмечают Чжан Тайсянь, А.А.Шомаев и С.Г.Скобелев об этом свидетельствует большое количество архаизмов в языке фуюйских киргизов, проживающих в провинции Хэйлунцзян КНР и переселенных туда монголами. Кроме того, в приведенном списке родов пять из шести имеют окончание на -дар, -дыр, -тыр: табындар, чигдыр, сандырдыр, былтырды, oргтыр (Чжан Тайсянь, Шомаев, Скобелев, 1994). Употребление этого окончания в этнониме хонгодор, на наш взгляд - отголоски Кыргызкого средневекового каганата, также как и в этнониме булгадар (см. выше).

Исходя из вышеописанного, наша гипотеза строится следующим образом: этноним хонгодор возник на базе древнетюркского qo?ur, означающего масть животного, а именно "рыжеватый, каштановый, коричневый, каурый". В данном случае перед нами распространенный способ образования этнонимов от прилагательного, в виду табуизации существительного, который и характеризовал это прилагательное (сравни например, галзууд - "яростные, бешенные собаки" (Цыдендамбаев, 1981, 6). Этнонимы подобного типа, по свидетельству Г.О.Авляева, распространены среди калмыков, например: буурул - седые, чалые; кюрюнгуд - коричневые, бурые (Авляев, 1981, 66-67). На вопрос, какое именно животное - конь или бык, подразумевается в термине "каурый", у нас на данный момент определенного ответа нет.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекомендуемые статьи:

Православные храмы долины реки Кача
Спокойно и неторопливо несет свои воды река Кача через горные массивы Крымского Предгорья. Вся ее пойма занята фруктовыми садами, по обеим сторонам реки, между белыми мергелистыми склонами эрозионных гор-останцев приютились домики сел Вер ...

Авангард, официоз и популярная культура
Наиболее важная для понимания отечественных особенностей китча категория, найденная только в русскоязычных источниках (43%), - "государственный" китч: "безыдейный", "советский", "идеология", " ...

Две служанки и омовение Христа
Порой рождение Христа трактуется художниками как собственно сцена родов. В таком случае изображаются две повитухи, как на картине мастера, именуемого Зальцбургским. Подробности этой истории мы узнаем все из того же Протоевангелия Иакова: ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru