К этногенезу бурят по материалам этнонимии
Термины буритай//буряадай с одной стороны и б?ртэ с другой представляют собой конечную фазу процесса параллельного развития этнонима. В первом случае у монголоязычных групп бури в районе Прибайкалья сохранился конечный ударный -i. Во втором случае в районе Онона - процесс легендаризации этнонима путем персонификации. Характерной чертой для языка монголов междуречья Онона и Керулена является выпадение -i в слове buri, также как и в боржигин.
То, как buri развился в burja:d, можно выразить следующим образом. В районе Прибайкалья отмечается особый пласт этнонимов, который отличается огласовкой конечного -d. Сравните например: кекреит, тункаит, удуит, сакаит, к этой же группе, по-видимому, относится и этноним шараит. Перед нами представлены этнонимы, в которых присутствует окончание -id в позиции после гласных, кроме -i. В таком случае, можно предположить, что окончанием к buri, а именно после гласного -i, могла быть форма -ad, т.е. buri+ad ' buriad ' burja:d. В этом случае возможна параллель с этнонимом кият, где ki - корень, -ad - окончание. Кстати, в современном халха-монгольском языке этноним употребляется в форме "буриад". О том, что из себя представляет -id/-ad, можно сделать предварительные предположения. Праформой могли быть характерные для тюркских этнонимов -ар/-эр/-ир, значение которых восходит к "мужчина, муж" (Еремеев, 1970, 133" Баскаков, 1980, 204), либо -ак/-эк/-ык/-ик/-ук/-yк - аффиксы, во многих тюркских языках образующие имена существительные и прилагательные (Еремеев, 1970, 135). В любом случае, конечная согласная могла быть заменена на -д - окончание множественного числа монгольских языков.
Таким образом, этноним "бурят" расчленяется на бури - корень, -а(р,к,?) -аффикс и -д -монгольское окончание множественого числа.
В дальнейшем у населения Прибайкалья этноним буритай, восходящий к бури, развился в буряадай, восходящий к буриад. В Алари этот процесс зашел даже дальше, и из "буряад", появилась форма "баряад" (Рассадин, 1982, 8), бури ' буриад ' буряад ' баряад. Параллельно этому процессу шел другой - процесс персонификации и мифологизации этого этнонима, что выразилось в сохранении одной из архаичной форм произношения, в котором, уже современные ученые заменили дифтонг -ай на монофтонг -э, и соответственно заменив твердорядный -у на мягкорядный -?, после чего в литературе стал употребляться термин б?ртэ-чино, вместо буртай-чино.
К тому же, среди бурят, и до наших дней сохранилась этническая единица Шоно. Этот этноним, также, претерпел фонетические изменения cinu-a ' sono. Из этих фактов складывается гипотеза о том, что в группировку буртэ-чино входили как монгольские (сяньбийские) субстанты - cinu-a, так и ассимилированные монголоязычными - buritai. В дальнейшем "исконно" монголоязычные чиносцы сохранили свой этноним, в котором произошли изменения лишь фонетического характера.
С этнонимом буритай ~ буряад произошли другие процессы. Ввиду явного искусственного характера происхождения этнонима (от тюрк. -buri и монг. -tai или -d) в монгольской среде, он распространился на различные группы тюркского, монгольского и даже более древнего ассимилированного населения, и носил лишь номинальный характер по отношению к монголоязычному населению бассейнов Ангары и Лены в Прибайкальском регионе в период активной монголизации края. К семнадцатому веку он почти утратил свое значение в местной среде, ввиду длительного пребывания в общинно-кочевой стадии развития в мирное время (подробнее - Марков, 1970, 74-89), где на первый план вышли различные этнотерриториальные объединения, такие как булагаты - по Ангаре, эхириты - на верхней Лене, икинаты - на Ангаре и Оке, ашибагаты - на Уде и Оке, готолы - на Иде, батулинцы - на верхней Куде и др. В этот период этноним бурят теряет свое политическое значение. С появлением русских в Западном Прибайкалье происходит процесс смены стадии общинно-кочевого развития, на военно-кочевое, при котором, происходят передвижки населения и постепенная консолидация населения. Для консолидационных процессов характерен возврат к общему этнониму, а также новая фаза в развитии этногенетических преданий и мифов, в которых Бурядай становится родным отцом Эхирита и Булгадая, а также родным братом Хоридоя. Все эти мифы, в действительности, под собой подразумевают реальную историческую основу, где местное население, прошло длительный этап этнических контактов, в результате которых к XVII веку сложилась общность с единым монгольским - протобурятским языком. Этноним бурят от средневекового распространения только на монголоязычные группы населения, обретает общий характер для всех групп населения Прибайкалья, которые в свою очередь, уже перешли на монгольский язык.
Рекомендуемые статьи:
Ангелы
Сонм молящихся и поющих хвалебную песнь ангелов упоминается и у Джованни, и у Бригитты. Мы видим их и у Рогира ван дер Вейдена, и у многих других художников. Число ангелов может иметь символическое значение. Так, в “Поклонении Младенцу” н ...
Сюрреализм
При этом в творчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разных направлениях. Так, в середине 1920-х гг. он испытывает влияние сюрреализма — пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в трактовке форм кот ...
Милосердие. Прием нищих как своеобразный тип милостыни
Милосердность - особенная черта русских и бретонских крестьян.
Говоря о приеме нищих, нам представляется важным посмотреть, какое место занимали понятия "милосердие" и "милостыня" в русской и бретонской деревнях.
Мил ...