InsideCulture

Пища казахов Западной Сибири: традиции и новации

Материалы » Пища казахов Западной Сибири: традиции и новации

Страница 6

Казахи Западной Сибири до настоящего времени продолжают придерживаться целого комплекса обычаев и обрядов, особое значение в которых придается ритуальной пище. Их можно условно разделить на четыре категории: действия проявления дружбы или родства; действия установления отношений дружбы или родства; действия, выражающие благодарность и благопожелания; действия, защищающие и сохраняющие.

К первой категории относится широко распространенный обычай заготавливать на зиму согым. В день забоя лошади хозяева обязательно отмечают это событие, приглашая к праздничному столу соседей и забойщиков. Хозяйка непременно готовит ритуальное блюдо куурдак - жаркое из мелко нарезанного свежего конского мяса и ливера с картошкой.

При встрече казахи справляются друг у друга о согыме и поздравляют, если забой уже состоялся. Затем в течение всей зимы продолжаются приглашения в гости.

В народе этот праздник называется Омыртка или Дамге шакыру - "приглашение отведать". Молодые первыми приглашают старших, отдавая им дань уважения. Те в свою очередь делают ответное приглашение.

В сельской местности на Омыртка зовут всех аульчан. Горожане обращаются только с определенным кругом родственников, друзей и соседей. Гостей принимают по нескольку раз. Потом делают ответные визиты. Приглашают гостей по количеству блюд с мясом. Одно большое блюдо рассчитано на семь-десять человек и включает все вышеназванные гостевые части. Если гостей больше десяти, добавляется одно малое блюдо, содержащее меньшие куски для почетных гостей. В Омской области по окончании мясной трапезы молодые мужчины состязаются в силе. стараясь разбить толстую кость жилик руками. После застолья старший из гостей читает краткую молитву с добрыми пожеланиями гостеприимному дому. На прощанье хозяйка одаривает женщин гостинцами (для детей) и делит между гостями оставшееся мясо[49].

Среди западносибирских казахов бытует обычай приглашать гостей по случаю приезда ближних родственников, которые живут далеко и приезжают редко. В таких случаях обязательно режут барана или лошадь. В недалеком прошлом в честь отела коровы приглашали в гости с приготовлением ритуального блюда уыз. В настоящее время этот обычай трансформировался в обряд угощения родственников, друзей и соседей творогом, приготовленным из первого, после отела коровы, молока. К этой же категории относится традиция приглашать в гости близких родственников умершего, молодоженов и их братьев и сестер.

Ко второй категории обычаев и обрядов, выражающих действие установления отношений дружбы или родства, относятся такие обычаи, как приглашение в гости соседа-новосела, сватовство, тостик, кудалык. На трех последних следует остановится более подробно. При обряде сватовства и во время проведение обряда саукеле на традиционной казахской свадьбе - кудалык сватов принято угощать ритуальным блюдом куйрук баур, символизирующим установление родственных отношений. После сватовства семья жениха приглашает родственников невесты на тос (грудинку), что также закрепляет родственные отношения.

К третьей категории можно отнести комплекс детских семейных обрядов, смысл проведения которых составляют благопожелания, а также традиции жертвоприношения Алаху в благодарность за избежание опасных ситуаций или за успехи и достижения в жизни.

В честь новорожденного устраивают той-калжа, на который приглашают только женщин. При этом принято готовить ритуальное блюдо с мясом, в которое входят курдюк и шея. Новорожденному дают пососать курдюк, что символизирует пожелание ему богатой жизни. Шею передают по кругу. Женщины должны очень осторожно обгладывать ее и сохранить в целости кость, чтобы мойне берик болсын ("шея устойчивой была"). Обряд, видимо, означает пожелание физической и духовной устойчивости в жизни.

Когда приходит время малышу ходить, совершают обряд сау кесет - обрезание пут. В честь обрезания режут барана и устраивают той, на котором ребенку дают есть ухо. Ухо является частью головы символизирует пожелание мальчику стать достойным уважения человеком.

В семейном кругу девочке дают есть небо-тандау, приговаривая: "Шебер болсын", что означает пожелание стать искусной мастерицей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуемые статьи:

Дионисий
Дионисий (около 1440 - после 1503). Художественные тенденции последней трети 15 - начала 16 вв. к праздничному декоративизму, рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя. Крайне ог ...

Возведение дома
Крестьяне-старообрядцы, как издавна повелось, начинали строительство весной, когда сходил снег. Чтобы закончить строительство до больших сельскохозяйственных работ, хозяин, решивший строиться, собирал родственников и свойственников на «по ...

Собор Архангела Михаила
Собор Архангела Михаила в Московском Кремле Дата создания: 1505 г. - 1508 г. Автор: Алевиз Новый Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" Материал, техника: кирпич, белый ка ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru