InsideCulture

Проблемы развития культуры на рубеже тысячелетий в современной России

Материалы » Проблемы развития культуры на рубеже тысячелетий в современной России

Страница 1

Культура как явление сложное и многогранное связано множеством нитей с современным историческим процессом. Именно в ней наиболее ясно высвечиваются все противоречия и сложности развития общества. Поэтому анализ тенденций развития культуры интересен не только сам по себе, но и позволяет лучше понять процессы, протекающие в других сферах жизни общества.

На сегодняшний день в науке существует около трехсот определений культуры. В данном докладе культура будет пониматься как форма исторической жизни человека и общества и как центральный элемент цивилизации. В этом случае носителем формы исторической жизни выступает культурно-исторический тип со своей картиной мира и системой ценностей, созданных обществом, в которых отражены присущие представителям каждой цивилизации "привычки сознания", т.е. способ оценки действительности, особенности видения мира и мотивации поведения. Сама картина мира и система ценностей раскрываются через такие категории культуры, как пространство, время, жизнь, смерть, счастье, труд, богатство и т.д. Смысл и содержание функционирования цивилизации заключается в том, что каждый культурно-исторический тип в рамках своей культуры стремится гармонизировать свои отношения с миром природы, социальным миром и миром духовным. Иными словами, культура выступает как сумма правильных и неправильных ответов в рамках цивилизации на взаимоотношения человека с природой, обществом и доминирующей системой ценностей.

Современная Россия живет в сложное и противоречивое время. Распад Советского Союза знаменовал конец существования особого типа цивилизации - советской. И теперь путем проб и ошибок мучительно нащупываются пути создания новой цивилизации. В это переломное время в России столкнулись несколько типов человека, их культур и систем ценностей, сложно взаимодействующих друг с другом. Главным итогом существования советской цивилизации явилось создание нового типа человека - советского человека, создавшего особый вариант небуржуазной культуры. Его картина мира с системой ценностей складывалась на протяжении нескольких десятилетий и окончательно оформилась к шестидесятым годам. Картина мира советского человека выросла из марксистской идеологии, которая объясняла пролетариату, кто он есть и каково его место в мире. Но сейчас она стала богаче и шире своей первоосновы, и партийная идеология может занимать в ней (и то не обязательно) лишь небольшое место. А центральным элементом является своеобразное представление о пространстве и времени.

Весь мир мыслился открытым для советского человека: Сибирь и пустыни, океан и даже космос - все покорялось человеку труда. Это порождало оптимизм, чувство уверенности, хозяина своей жизни и окружающего его мира. Однако взаимоотношение с окружающей природой строилось на основе взаимоотношения господства и подчинения, что неизбежно приводило к нарушению гармонии с природой и в конечном итоге - к негативным и даже плачевным результатам.

Но с другой стороны, такое понимание пространства вело к тому, что любой уголок земли мог восприниматься им как близкий и родной: будь то республиканская Испания, революционная Куба или освобождающиеся от колониализма страны Азии и Африки.

В то же время для советского человека была характерна коммунальность, при которой теснота выступает как ценность, порождающая социальный оптимизм, несмотря на бытовые неудобства. Теснота давала непосредственное ощущение слитности с обществом и коллективом, воспринималось как реальное выражение социального равенства и демократизма в жизни. Значительно большее раздражение и даже враждебность вызывали не бытовые неудобства и скученность, которые столь тягостно воспринимаются в наши дни, а мещанство, понимаемые как тихий и теплый мирок, отгороженный от всего мира с его романтикой покорения пространства и "запахом тайги".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемые статьи:

Происхождение былин
В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в "Слове о полку Игореве". Это Боян, который пел о героических воинах прошлых ле ...

Ливенская гармошка
Без явного преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода. Ее биография началась около 150 лет назад. Восхищались ею Иван Тургенев, Лев Толстой - по преданию он специально приезжал в ...

Пушкин и Кубань
Говоря о пребывании Пушкина на Кубани, его впечатлениях о нашем крае, многие литераторы и краеведы сетуют на то, что Пушкин в своих произведениях почти не касался тех мест, по которым проезжал в августе 1820 года, когда вместе с семьей ге ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru