InsideCulture

Проблемы развития культуры на рубеже тысячелетий в современной России

Материалы » Проблемы развития культуры на рубеже тысячелетий в современной России

Страница 6

Ситуацию в современном российском обществе позволительно сравнить с той, которая сложилась в Италии в эпоху Возрождения. Тогда в духовной жизни активно взаимодействовали элементы античной, феодальной и буржуазной культур. Но в результате появился новый культурный феномен, который по своему содержанию не был ни античным, ни феодальным, ни буржуазным. Так и для современной России можно предположить, что новая культура, складывающаяся в условиях активного диалога, не будет ни советской, ни буржуазной, ни дворянской, ни крестьянской. Это будет новая российская культура XXI века, сконцентрировавшая в себе все ценностное и значимое для всей мировой культуры.

Таким образом, объективно самим ходом исторического развития Россия в III тысячелетие входит державой-лидером в мировом культурном процессе, и на ее роль и место в этой сфере не может претендовать ни одна страна мира. А русский язык - язык мировой культуры. Но для реализации этой тенденции должна быть создана в стране благоприятная духовная ситуация.

Всем хорошо известно, что за время существования советской власти была уничтожена частная собственность, а вместе с ней и та социальная структура, которая соответствовала экономике, основанной на частной собственности, эксплуатации наемного труда и рыночных отношениях. Но вместе с этим была ликвидирована основа, порождающая присущую современному буржуазному обществу всю сферу социально-экономических интересов, а также политических и духовных устремлений, столкновения и противоречия которых успешно могут быть разрешены только в рамках существующего на Западе гражданского общества. Отсутствие социальной структуры характерной для современной промышленной цивилизации в развитых капиталистических странах и породило наблюдаемый сегодня в России "дефицит" гражданского общества. Поэтому предъявлять к российскому обществу те же требования, что и к гражданскому обществу Запада, и ждать от российского человека поведения адекватного поведению граждан буржуазного общества - это в лучшем случае утопия.

В таком случае возникает закономерный вопрос, если в России нет такого же как на Западе общества с такими же мотивациями поведения и интересами, то что же тогда есть?

Как известно, за годы советской власти построить коммунистическую формацию не удалось. Но в границах СССР сложилась новая цивилизация - советская. В ее рамках, как и во всех остальных цивилизациях в истории человечества, были сформированы новые типы социально-экономических и политических структур от семьи до государства. Но главная отличительная черта каждой цивилизации - это создание нового типа человека. И в рамках советской цивилизации новый тип человека был создан - это homo sovieticus, основа советского общества.

Современное общество и его социальные структуры являются объектом анализа различных наук. Поведение и поступки человека буржуазного общества, где превалирует порожденный рынком доминирующий над всеми мотивациями экономический интерес, успешно анализируются и предсказываются политологами и социологами. Но в обществах небуржуазных, каким было и общество советское, поведение небуржуазного типа человека, мотивация его поступков и действия коллектива или социальной группы, в которую он входит, зачастую могут показаться нелогичными и абсурдными, и, как представляется, наиболее полно могут быть поняты только через призму культурно-исторического подхода.

История культуры исследует человека как культурно-исторический тип в рамках конкретной цивилизации, поступки которого предопределены картиной мира и системой ценностей, созданных обществом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуемые статьи:

Екатерининский классицизм
Екатерина II, по ее собственному признанию, одержима была настоящей страстью строительства. В течение всего своего царствования, от первых до последних дней, она непрерывно что-нибудь строила. Бывало, один дворец еще не доведен и до карни ...

Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры
Вряд ли можно найти фундаментальную работу по истории древнерусской архитектуры, где не упоминались бы те или иные постройки царских усадеб — Коломенского, Измайлова, Воробьева и др. Однако до сих пор строительство в царских усадьбах не р ...

Исаакиевский собор
Дата создания: 1818 г. - 1858 г. Автор: Монферран О. Местонахождение: Санкт-Петербург Материал, техника: кирпич, камень Исаакиевский собор - самый выдающийся памятник архитектуры позднего русского классицизма. Его величественные, мо ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru