Проблемы развития культуры на рубеже тысячелетий в современной России
Эта система ценностей создала особую духовную атмосферу, породила советскую духовность. Духовность формируется только тогда, когда в рамках личности происходит слияние доминирующей картины мира и системы ценностей с нравственным имеративом. Формирование духовно богатой личности никак не завязана жестко на религиозную веру или принадлежность к какой-либо конфессии. Когда духовность оказывается сформированной, то происходит как бы встреча человека с самим собой как с культурно-историческим типом.
В советской цивилизации картина мира была пронизана светскими, атеистическими началами. И это было не только потому, что атеизм был одним из краеугольных камней коммунистической идеологии, но и потому, что в рамках советской цивилизации удалось совершенно иначе, чем в буржуазной цивилизации, решить одну из главных проблем, лежащих в основе духовности, - проблему бессмертия человека.
В отличие от христианства, предлагавшего индивидуальный путь спасения и обретения бессмертия в потустороннем мире, в советском обществе было утверждено бессмертие в реальном земном мире среди людей. Это достигалось благодаря сохранению в памяти современников и потомков подвигов и славных дел, совершенных ради родного коллектива. И надо признать, что в общественном сознании за годы советской власти успешно закрепилось представление, что счастлив и бессмертен тот человек, который совершил великое деяние ради своего общества и государства, стал героем и остался в памяти своих сограждан. А сферы, где можно было прославиться, были безграничны: воинская доблесть, трудовые свершения, научные открытия, спортивные победы, достижения в области культуры. Именно этому представлению удавалось оттеснять религиозную идею бессмертия и в месте с этим и саму религию.
Однако у советской духовности было одно уязвимое место. Она открывала простор для активной общественной позиции, но подавляла индивидуальное начало. Исключение из духовной жизни исповеди и очищения души зачастую лишало человека индивидуального душевного покоя.
Культурно-исторический тип личности возникает из реальных социально-экономических и политических структур. Но получает окончательное завершение и оформление в любой цивилизации после того, как он находит отражение в художественных образах. В СССР это было совершено в рамках стиля соцреализма, и с присуждением Нобелевской премии Шолохову, что знаменовало собой признание существования советской художественной культуры и, следовательно, советского типа человека как всемирного культурно-исторического явления.
После закрепления сложившейся системы ценностей в художественных образах тип советского человека получил самостоятельное существование уже никак не связанное с социально-экономической действительностью. И с этого момента он автоматически воспроизводится и будет воспроизводиться до тех пор, пока будет существовать художественная культура. Формирование культурно-исторического типа через художественный образ приводит к тому, что уже не бытие определяет сознание, а сознание, пропущенное через художественную культуру, взгляд на жизнь через художественный образ определяло и будет определять становление культурно-исторического типа, часто помимо и вне идеологической сферы. Поэтому тип советского человека не связан с его профессиональной деятельностью и возникает среди всех групп общества. Советский человек благодаря художественной культуре, созданной в период существования СССР, сохраняется в российском обществе и принадлежит будущему, постоянно возрождая себя в определенной части новых поколений.
Рекомендуемые статьи:
Дионисий
Дионисий (около 1440 - после 1503).
Художественные тенденции последней трети 15 - начала 16 вв. к праздничному декоративизму, рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя. Крайне ог ...
Звезда
На первый взгляд частые изображения звезды в сцене рождения Христа имеют простое объяснение: это та звезда, которая явилась волхвам и привела их к месту рождения Иисуса. Быть может, в большинстве случаев художники включали этот мотив в сц ...
Европейское искусство XIX века
Век галантных кавалеров и дам, век Просвещённого абсолютизма и Великой французской революции близился к концу. Как и любой другой век, он был исполнен противоречий. Действительно, вера во всемогущество человеческого разума, созданная изящ ...