Проблемы развития культуры на рубеже тысячелетий в современной России
Человек мыслил себя только в рамках коллектива, подчиненного ему и растворенного в нем. Коллектив давал человеку естественное чувство самосохранения, защищал его от произвола бюрократии, жизненных неурядиц и ударов судьбы, которые в одиночку человеку вынести невозможно. Эта защищенность, уверенность в завтрашнем дне давала еще один источник оптимизма, окрашивала окружающий мир в мажорные тона вне зависимости от трагичности существования отдельных судеб.
В такой картине мира восприятие времени наиболее внятно и наглядно было воплощено лозунгом "Время вперед!" Оно имело конкретное начало - создание пролетарского государства - и конец - построение общества всеобщего благоденствия и справедливости (коммунизм). Советский человек был устремлен в будущее, жил и переносил тяготы ради его достижения. Такое отношение ко времени порождало в общественной психологии советского общества, спокойное, терпимое отношение к неудобствам и недостаткам (прежде всего бытовым) сегодняшнего дня, создавало обстановку энтузиазма строительства нового общества и радостное ожидание скорого прекрасного будущего.
Однако при таком восприятии времени возникала ситуация, при которой все, что было до победы пролетариата оказывалось лишенным смысла и порождало иллюзию ненужности. Это выразилось в слабости исторической и культурной традиции, в безоглядном вычеркивании из духовной культуры многого из того, что было создано в предшествующие столетия, так как ошибочно считалось, что это не нужно для плодотворной жизни и деятельности.
На основе представлений о пространстве и времени и вырастающих из них эмоционально-психологических реакций личности и сложилась система ценностей советского человека. Одно из центральных мест в системе этих ценностей занял труд. Именно он выступал как высшая нравственная ценность. Труд существовал не столько для материальной выгоды и накопления богатств, сколько как источник неформальных личностных связей: дружбы, любви, ненависти и т.д. То есть трудовая деятельность создавала тот эмоциональный фон, который выдвигал на первый план духовное общение среди близких по образу жизни и деятельности людей и который необходим человеку для комфортного, счастливого существования, и стал основой превосходства духовного над материальным.
При этом недовольство монотонностью труда, физической усталостью отходила на второй план при осознании общественной оценки значимости трудовой деятельности. Именно эта сопричастность к высшей общественной ценности приводила к утверждению у советского человека пренебрежительное отношения к погоне за деньгами, накоплению богатств как самоцели и выдвигало на первый план духовное общение среди близких по образу жизни, деятельности и мотивации поступков людей. Это ощущение равенства и породили у советского человека такие черты характера как простота, скромность, отзывчивость, добросердечие, воспринимавшиеся как наиболее значимые морально-этические качества, наличие которых только и позволяло положительно характеризовать человека.
На этой основе у советского человека сформировалось представление о счастье как о жизни в коллективе и среди коллектива, ради которого совершаются все деяния и подвиги. А в ответ человек получал гарантию социально защищенного существования для себя и своей семьи. Это сформировало одно из важнейших качеств советского человека: для него не существует разрыва между личным интересом и общественно-государственным. Советский человек дал пример гармонии человека и общества на уровне трудовых и производственных коллективов.
Рекомендуемые статьи:
Православные храмы долины реки Кача
Спокойно и неторопливо несет свои воды река Кача через горные массивы Крымского Предгорья. Вся ее пойма занята фруктовыми садами, по обеим сторонам реки, между белыми мергелистыми склонами эрозионных гор-останцев приютились домики сел Вер ...
Руины истории
В глубинах первого этажа музея расположилось собрание гипсовых копий. Мода на них зародилась в Британии во второй половине XVIII века, когда молодые английские джентльмены отправлялись в Италию для получения классического образования. По ...
Военные песни
Избрав темой "Илиады" Троянскую войну (другое название Трои — Илион, поэтому поэма называется "Илиада"), Гомер берет только один ее эпизод — раздор в ахейском лагере, через который раскрывает и вообще феномен войны, и ...