InsideCulture

Письмена для богов

Страница 2

На многих надписях, вырезанных из камня, как показали тщательные сравнения, проведенные современными учеными, формула посвящения обязательно присутствует на втором плане рельефа, как бы подчеркивая основной текст, размещенный на первом плане.

Там же на заднем плане надписи или рисунка исследователи обнаружили подписи художников, сотворивших это изображение. У древних египтян лишь архитекторы разрешали себе пометить творение своим именем. Художникам майя как будто ничего не мешало подписать заказанный правителем рельеф именем исполнителя.

Поскольку надписи на стелах, над входами в здания были посвящены возвеличиванию "Ахаи", то есть обожествленному монарху, примененный в этих случаях шрифт не был общеупотребительным, к нему относились как к священному дару, пришедшему с небес. "Писание посвящений занимало много времени, так как сопровождалось рядом церемоний, - говорит археолог Н. Грубе, - мы только недавно поняли, что это был за ритуал".

Испанский епископ и летописец Диего де Ланда в 1566 году описал приготовления писца к акту начертания посвящения. Он должен был очистить себя особыми дымами, воздержаться от интимных сношений и в одиночестве, в лесу, настроить себя на свершение священнодействия.

В дошедших до нас текстах упоминаются дата рождения того или иного монарха, год его вступления на престол, его победы в войнах, принесенные им кровавые ритуальные жертвы и, естественно, его божественная сущность.

Люди, владевшие искусством изображения священных иероглифов, почитались очень высоко. Майя знали 800 знаков, которые обозначали и совокупные понятия, и отдельные слоги. Иногда целое понятие разбивалось на слоги. Например: слово "ягуар" можно встретить в виде одного рисунка-иероглифа и в виде записи по слогам. Иногда в одном тексте применялось и первое и второе написание, словно древние писцы майя старались устроить побольше ловушек для будущих исследователей. Только в шестидесятых годах нашего столетия была разгадана система двойного написания слов.

По мнению доктора Н. Грубе, большинство народа майя хотя бы частично владела грамотой. Иероглифы, обозначающие монарха, богов и цифры, могли понимать даже крестьяне. Но число полностью умеющих читать пока не определено, сегодняшние археологи считают, что это была одна треть всего населения страны. А о количестве людей, умеющих писать иероглифы, пока нет никаких, даже приблизительных данных. Но, несомненно, их было очень мало - недаром писцы стояли на верхних ступенях общества. И многочисленные находки последнего времени убеждают в этом.

Доказательством служат факты, добытые группой немецких исследователей, посетивших Юкатан.

В городе-государстве Копан, о котором уже шла речь (его развалины ныне находятся на территории Гондураса), эта группа осмотрела только что завершенные раскопки резиденции писца по имени Мак,ол. Дом этого художника явно выделялся своим великолепием среди других построек. Мак,ол построил для себя целый комплекс зданий, в который входил также и домовый храм. Фасад дома украшала скульптура. Головы каменных фигур, расположенных в нишах, не сохранились, но в руках этих фигур отчетливо виден основной инструмент писца - чернильница. Она делалась в те времена из разрезанной надвое раковины.

Внутри двухэтажного дома - каменная скамья длиной в четыре метра. На скамье - следующая иероглифическая надпись: "Этот дом принадлежит писцу Мак`ол. Он хранитель божественных книг монарха Бутц`Юип. Дом был подарен монархом". Вызывает удивление такое обстоятельство: в дарственной надписи отмечена дата ее написания, но к этому времени монарх по имени Бутц,Юип давно уже скончался и страной правил его наследник Яах Пас, бывший 16-м монархом этой династии. Он правил с 763 по 820 годы после Рождества Христова.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Школа ритора
Окончив "среднее образование" у грамматика, мальчик поступал в "университет" – риторскую школу. Было ему в это время лет 13-14, иногда немногим больше, иногда значительно меньше; по справедливому замечанию Квинтилиана, ...

Церковь Троицы "в Никитниках"
Дата создания: 1634 г. - 1651 г. Местонахождение: Москва Материал, техника: кирпич, белый камень, полихромная керамика Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты Мученика ...

Батик
Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенным ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru