InsideCulture

Усадьба "Кусково"

Материалы » Усадьба "Кусково"

Страница 2

Вестибюль открывает анфиладу парадных комнат, которые были обязательной принадлежностью усадебных домов XVIII века. Отдавая дань моде, вельможи стремились “удивить чувства людей, кои не видывали и не слыхивали о превосходнейшем”. Каждая из комнат имеет свое назначение, объем, освещенность, эмоциональный строй. Постепенно у зрителя складывалось впечатление театра, где одна декорация сменяется другой, каждый раз новой и неожиданной.

Большую роль в создании образного строя гостиных играет цвет. Самая нарядная — Малиновая получила такое название по цвету шелка, которым обиты стены и мебель. На белых панелях стены лепной золоченый декор в виде классически уравновешенных венков. Сочетание белого и малинового придает комнате особую живописность. Все здесь торжественно: паркет в звездах, хрустальный дождь высоких торшеров, мебель на тонких, изящно выгнутых ножках, зеркала в резных золоченых рамах, парадные портреты. Когда-то зеркала отражали пышные наряды гостей, а застывшие на портретах вельможи и дамы в традиционных позах тоже как бы участвовали в театрализованном приеме.

Наконец, пышное великолепие Танцевального зала! Принцип иллюзорного раздвижения пространства роднит его с версальской зеркальной галереей. Одна стена всеми окнами выходит в сад, другую занимают зеркала — и зал кажется открытым в парк с двух сторон. Рисунок цветного паркета, составленный из перетекающих один в другой кругов, словно приглашает к танцу. Но главное украшение интерьера — освещение. Две огромные люстры кажутся невесомыми в этом “бесконечном” зале. Усыпанные дождем хрусталя жирандоли сменяются стеклянными фонарями с букетами “слезинок”, дрожащих на тонкой проволоке, настенные бра — величественными канделябрами в виде задрапированных в античные одежды женских фигур с золочеными ветвями светильников в руках. Можно представить, как эффектен был зал при зажженных свечах, когда свет играл в хрустале всеми цветами радуги, а зеркала бесконечно множили сверкающие огни!

Высокие стеклянные двери Танцевального зала как бы зовут нас выйти в сад. Кусковский регулярный парк был одним из самых больших в России. Его называли “французским”, так как создатели ориентировались на парки Франции и прежде всего на Версаль. В основу планировки положена центричная схема. Однако строгая симметрия всех элементов только кажущаяся : части парка, расположенные по обе стороны партера, разнятся по величине и плану. Западная меньше, зато диагональных аллей здесь гораздо больше, и это создает впечатление глубины пространства. К тому же гуляющим легче было стекаться к боковой “аллее игр”. Противоположная часть парка служила местом отдыха. Тут располагались зеленый театр, вольер с певчими птицами и менажереи для водоплавающей птицы.

Самая торжественная часть парка — партер с мраморной скульптурой и цветочным ковром — боленгрином. Огороженный, словно стенами, ровными линиями шпалер и фасадами дворца и Оранжереи, он производит впечатление огромного зала под открытым небом. Одинаковая высота шпалер и четкий ритм бюстов на высоких постаментах придают композиции спокойную уравновешенность. И все же зрителей неизбежно охватывает ощущение движения, царящего здесь. Его создают скульптуры, которые благодаря ясному и выразительному силуэту хорошо “читаются” на расстоянии. Резкие повороты торса, головы, рук особенно естественны среди колеблющейся под ветром листвы, в вечной игре света и тени.

Большой ансамбль парка разделен на малые. Первый из них — голландский. На берегу небольшого пруда стоит красный домик под высокой черепичной крышей — своеобразная декорация уголка старой Голландии. Когда-то к дому примыкал “голландский сад” с тюльпанами, а у входа была набережная с лестницей, ведущей к воде. На берегах пруда стояли две беседки: Пагоден-бург, построенная в “китайском” стиле, и Столбовая, представляющая собой открытую колоннаду.

Этому ансамблю в плане парка противостоит ансамбль итальянского пруда, объединявший похожий на маленький дворец Итальянский домик, павильон Грот и менажереи. Итальянский домик построен под руководством Ю. И. Кологривова в стиле раннего классицизма. Пропорции его просты и изысканны, поверхность стен членят пилястры, создающие завершенность пластического объема.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Строители
Место казаки выбрали на редкость удачное. Расположенный при слиянии двух рек, Тобольск был связан и с богатым пушным зверем севером, и с хлебородным югом. И скоро он стал столицей “заочной государевой вотчины” — Сибири. На первом гербе г ...

Искусство эпохи палеолита
Периодизация Верхнего палеолита Западной Европы: I Перегордийская культура-37-29 тыс. лет до н. э. II Ориньякская культура-30-24 тыс. лет до н. э. III Солютрейская культура-24-19 тыс. лет до н. э. IV Мадленская культура-20-7 тыс. лет ...

Ритуалы, связанные с молодежью
Катания на санях и с гор, а также ритуальные гостевания в определенные дни являлись важной частью обрядов, связанных с темой семейно-брачных отношений и направленных на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себ ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru